После завершения Гран-При Италии исполнительный директор компании Cosworth Тим Рутсис в интервью для grandprix.com рассказал  о работе компании над разработкой двигателей нового поколения, о том, во сколько командам обойдётся такое новшество, а также о сроках действия нового регламента на моторы, который разрабатывает FIA на сезон 2013 года.

Тим, как вы оцениваете этот сезон?

Ещё до начала сезона все разговоры были только о конкурентоспособном и, главное, надёжном моторе. По прошествии девяти месяцев, в течение которых мы активно вели работу над решением непростой задачи, которая заключалась в усовершенствовании прежних моторов, которые имели ресурс чуть более 300 км, у нас получилось. Я горжусь тем, что мы смогли сделать, сейчас наступила новый этап в развитии моторостроения, в котором мы учимся использовать максимальный потенциал нового продукта.

Но ведь до сих пор вы были сторонником более консервативного подхода?

Сейчас моторы приобрели гораздо большее значение во всей конструкции машины, команды стали использовать "выдувной" диффузор, в котором поток выхлопных газов позволяет добиться большей прижимной силы. Это в корне отличается от тех обычных ситуаций, в некоторых двигатель работает в тех режимах, которые не могут вызвать преждевременный отказ. А сейчас будет необходимо уметь быстро находить решения, которые позволят добиться преимущества, избежав поломок.

Вы имеете в виду поддержание стабильного давления выхлопных газов при отпущенной педали газа?

Да, раньше об этом говорить не приходилось, поэтому теперь придётся поломать над этим голову.

Каков размер денежных вложений, которые потребуются на разработку нового двигателя, чтобы он соответствовал новому регламенту в сезоне 2013 года?

Размер инвестиций напрямую будет зависеть от регламента, но основываясь на той информации, которую мы имеем, в этой цифре предположительно будет восемь нулей. На эти деньги будет разработана вся силовая установка. Так же размер вложений зависит от выбора технологий. Важнго, чтобы новый регламент позволял нам использовать новые моторы за пределами "Формулы 1", а если команды будут не готовы заплатить за проведённое исследование, мы не будем этим заниматься. Если двигатели можно будет использовать где-то ещё, тогда можно шире подходить к вопросам финансирования. Большинство производителей хотели бы видеть в числе своих клиентов не менее трёх команд. По их мнению, это позволит сохранить стабильность. При меньшем числе клиентов нужно искать другую модель бизнеса.

"Размер инвестиций напрямую будет зависеть от регламента, но основываясь на той информации, которую мы имеем, в этой цифре предположительно будет восемь нулей"

Вас устраивают общие принципы, на которых будет базироваться будущий регламент, который пока не успели утвердить?

FIA разрабатывает регламент уже на протяжении девяти месяцев. И судя по этому, регламент действительно будет интересным. На мой взгляд, сейчас главное не допустить возникновения конкуренции финансовом плане. Потому как после собрания рабочей группы производителей  стало ясно, что даже крупные компании не смогут позволить себе больших расходов. Необходимо ограничить затраты в областях, которые требуют серьёзного финансирования, но которые при этом не приносят соответствующего эффекта, а инвестировать эти деньги в направления, которые имеют хорошие перспективы в будущем. Сейчас как раз и ведётся работа по определению  количества средств, которые вкладывает каждый из нас.

На ваш взгляд, у Cosworth достаточно потенциала, чтобы составить конкуренцию крупным автопроизводителям?

В 2010 году исполнилось сорок лет со дня нашего сотрудничества с "Формулой 1". За эти годы у нас никогда не было большого бюджета, но и при этих трудностях мы добивались хороших результатов.

Как известно, ранее уже использовались турбированные двигатели небольшого объёма. А в чём принципиальное отличие новых  моторов от их предшественников?

Вся разница в количестве топлива, которое можно израсходовать во время гонки. Оно будет намного меньше. В нашем музее есть моторы, развивавшие мощность в 1500 сил, но по современным меркам они съедают слишком много. Сейчас мы хотим установить ограничение в 35-50%. При этом машины будут проезжать ту же дистанцию с прежней скоростью. Согласитесь, нас ждут большие перемены.

 А какой звук будут издавать новые моторы?

Совсем по-другому, чем они звучат сегодня, но в истории "Формулы 1" использовалось множество конфигураций моторов, и все они звучали по-разному. Мотор с турбонаддувом будет тише сегодняшних атмосферных двигателей без глушителя, но я не считаю тихий двигатель плохим двигателем. Они по-прежнему будут работать на относительно высоких оборотах.

"В идеале должна сложиться ситуация, похожая на сегодняшнюю, когда на машину, способную побеждать, можно поставить любой двигатель, и она финиширует с таким же результатом"

Многие автопроизводители ушли из "Формулы 1". Как вы думаете, как скоро они вернутся обратно?

Интерес автопроизводителей проявляется с определённой цикличностью, и если "Формула 1" будет прогрессировать, то вновь увидим рост заинтересованности с их стороны. Вероятно, Ferrari будет выступать всегда, а интерес других компаний зависит от поставленной цели. Главное не допустить одновременного прихода или ухода большого числа крупных компаний, чтобы не вывести спорт из равновесия.

 В  2013 году могут возникнуть непредвиденные ситуации. Из-за смены регламента одни производители моторов выиграют, а другие могут сильно проиграть…

Мы так же обсуждаем этот вопрос. В спорте должна присутствовать  некая непредсказуемость, она  на наш взгляд, будет рождать интерес, но в идеале должна сложиться ситуация, похожая на сегодняшнюю, когда на машину, способную побеждать, можно поставить любой двигатель, и она финиширует с таким же результатом.

 В настоящий момент работа по разработке нового регламента на двигатели приостановлена. А в течении какого времени эти правила будут действительны после того как его утвердят?

Новый регламент должны утвердить в течение года, а основную архитектуру двигателя хотят оставить на период в пять лет.

Яна Литвинчук, Sport.ru