После сообщений о том, что спонсором российского пилота Формулы-1, представителя Renault Виталия Петрова стала выборгская судостроительная компания, акционером и членом совета директоров которой является отец Петрова, разговоры о не совсем спортивных принципах отбора в команды королевы автоспорта лишь участились. @Sport.ru исследует  правомерностью…

Да никто особенно и не скрывал, что Александр Петров – отец Виталия – в Выборге не последний человек, что весьма помогло карьере сына. Богатство или отсутствие оного, как известно, не порок, тем более что это не совсем наше дело – у кого и сколько. Наша область знаний в этом вопросе ограничена размерами собственного кошелька и точка.

Вопрос в том, что автоспорт что-то теряет очень важное, если во главу угла ставит финансовые возможности гонщиков и их покровителей. То есть если у молодого пилота есть талант, но спонсора нет, ему не попасть в Формулу, а менее талантливому с деньгами всегда зелёный свет. Это, как ни прискорбно звучит, действительно так. Будь парень гением от природы, без денег в Формулу он не попадёт, но… об этом никто не узнает.

Просто общественность не узнает, что она породила гения автоспорта, у которого нет денег на карт. Без карта он не продемонстрирует свои умения, а значит вопрос закрыт. Замкнутый круг получается, и все эти причины и следствия аккумулируются в один простой вывод – всё так, как должно быть на данный момент.

Придётся пояснить и начнём с западной модели. Там без финансовых возможностей тоже сложно хоть как-то о себе заявить, но если уж удаётся, то спонсоры приходят сами, потому что пилотов берут под своё крыло команды и ведут их от категории к категории, потому что если один (хотя бы!) из двадцати сможет сесть за руль болида, все расходы тут же окупятся.

Что же у нас? Вашему покорному слуге в детстве удалось оказаться в секции по картингу. Там правдо картов не было, почти. А те, которые были, были сломаны. И наше обучение азам вождения началось с теории ремонта и его практики. Не скажу, что это плохо, даже наоборот, если бы не одно НО – карты относительно нас были в меньшинстве, а значит, практика ремонта в любом случае приводила к тому, что большинство на соревнованиях были зрителями (мне тоже доводилось, когда было чужая очередь – ощущения пакостные).

Как вы понимаете, приводило это к расставанию большинства с секцией. И это я ещё не говорю про преподавателей, которые прекрасно знали, что "в трубочку подышать" на треке и в учебном классе их никто не попросит. Думаю, большинство представляет обстановочку в такой секции, те же, кто нет – везунчики.

Но были и исключения, когда родители по большому блату где-то находили карт на ходу, на котором ребёнок ездил на соревнования. Но среди моих знакомых на этом возможности родителей заканчивались, а никто из учеников дальше картов так и не продвинулся, и не потому что был таким бестолковым, отнюдь.

По некоторым слухам, а точнее заявлениям живых людей, на карьеру Петрова потрачено около 25 миллионов долларов.

Это если не считать спонсорские деньги в Формуле, где есть и монеты из казны страны. Почему государству это надо и это выгодно? Потому что не развивая спорт, они получают результат, а вот открытие соответствующих секций по всей стране – занятие намного более дорогостоящее. А тут "герой труда" для всей страны за копейки – красота. Хотят родители сделать из своих детей звёзд – флаг руки, кошелёк в карман, и это не только автоспорта касается. Хочешь условия? Плати.

А что же сами родители и в частности отец Петрова? Неужели от любви к искусству они вкладывают такие деньги? Ведь дело не ограничивается Петровым – есть ещё Михаил Алёшин и многие другие, кто до формулы Renault или GP2 не дорос.

В Формуле есть не так много стран, которые представлены несколькими пилотами.  А значит любой такой гонщик для своей страны – звезда, лицо с обложки, объект охоты для рекламодателей, которые не скупятся. А значит такое капиталовложение в случае достижения цели окупится с лихвой, и эти 25 миллионов покажутся мелочью.

Это сейчас, когда Петров проводит только первый сезон, и его перспективы не ясны, он ищет деньги, а не команда. Если Виталий станет членом ТОП-10 лучших гонщиков мира, спонсоры будут ходить за ним, а команды искать деньги на зарплату. И то будет достижением цели.

Петров не может быть "виноват" в том, что он и его отец хотят получить награду за свой многолетний труд, не "виноват" он и в том, что государство таких денег в нужное время не предоставило. А если в Формуле не будет, грубо говоря, богатого россиянина Петрова, его не заменит бедный, но более талантливый россиянин, потому что его нет. Уже не говорю про то, что для того, чтобы называть Петрова бесталанным, надо обладать очень серьёзными регалиями…

Алексей Данилов, @Sport.ru