Из покон веков в Королевских гонках было соперничество заводских и незаводских команд. Первые поставляли вторым моторы, а затем обыгрывали их с завидным преимуществом. Формула с удовольстивем принимает в свои ряды команды, валдельцы которых просто жаждут избавиться от денег, а когжа желание улетучивается, приходит новый Virgin и цикл заспускается вновь…

Противостояние завода и незавода всегда складывалось в пользу первого, и это понятно – у заводских команды были ресурсы, деньги и база, для того, чтобы совершенствоваться. Частным же командам приходилось перебиваться с моторов конкурентов на шасси собственного произодства, которое никогда не дотягивало до нужного уровня.

Королевские гонки на то и были всегда королевскими, что здесь демонстрировались лучшие образцы автомобилестроения – крупнейшие автозаводы мира соревновались в искусстве создавать быстрейшие моторы. Но в какой-то момент появились и частны команды, которые во-первых приносили FIA деньги, а во-вторых создавали плоность пилетоне.

Но последние годы как раз демонстрируют нам обратную тенденцию – заводские команды просто уходят из гонок – из-за желания сэкономить, из-за воли совета директоров – неважно, но Хонды и Тойоты мы в боксах уже давно не наблюдаем, а это одни из крупнейших автопроизводителей мира.

Их место занимают молодые и весьма слабые Virgin и Hispania, которые борятся за то, чтобы просто финишировать. Но есть и обратный пример, а точнее даже два – Toro Rosso и Red Bull. Две команды-близнецы, которые начинали так же, как Hispania, а сейчас пришли к победам в Гран При. О чём это говорит? О том, что будущее за "не заводом", за поступательным развитием ввысь, а не вширь.

Почему заводские команды уходят из гонок? Потому что это лишняя головная боль для действительно крупных компаний. Это сумасшедшие по своим объёмам денежные вложения, необходимость человеческого ресурса со специфическим мышлением, зарплата пилотам, всей команде, производство моторов, шасси – короче, говоря, это проблемы, которые Toyota просто не нужны.

Займут они первое место или последнее на Гран При Монако – от этого Prado или 200-сотый Cruiser покупать по всему миру меньше не станут. Для других заводов это уже традиция, от которой сложно отказаться – Феррари представить вне Формулы сложно, то же касается MacLaren. Для Renault же это создание имиджа марки, причём успехи на этом поприще видны даже не вооружённым взглядом.

Именно поэтому те команды, что не отягощены традициями или необходимостью работать на репутацию, покидают Королевские гонки. А их место занимают кулибины со всего мира, которым богатые люди дают деньги, а они уже творят. К элите этого цеха без сомнения можно отнести конструктора Red Bull Эдриана Ньюи, но о нём чуть позже. Для начала давайте ответим на вопрос, почему же автрийская команда Red Bull до сих пор в гонках?

Потому что им есть, ради чего вкладывать деньги. Потому что на "капитанском мостике" команды все пьют знакомы напиток, потому что миллионы людей во всём мире это видят. Ведь марка Red Bull – это по сути начингающая Coca Cola, которая заняла свою нишу на рынке, а по объёмам продаж уже не сильно отстаёт от знаменитой компании.

Именно поэтому вложения в то, что смотрит весь мир – очень прибыльное дело, иначе бы аналитики из Зальцбурга уже давно сообщили Кристиану Хорнеру, что лавочку пора прикрывать. Спорт – это и бизнес в том числе, а значит деньги здесь решают очень и очень много.

Ньюи, уже в раннем возрасте возглавившийкоманду Ф-1 March, вскоре перешёл на работу в Williams и даже выступал фигурантом дела об убийстве Айртона Сенны. В итоге всё закончилось работой в MacLaren до 2007 года и переходом в Red Bull Raicing. Именно этот человек закончил институт с докторской степенью по аэронавтике, а в этом сезоне создал самую быструю машину чемпионата – RB6.

Ходят слухи, что там есть плавающая подвеска, позволяющая достигать максимальных скоростей в независимости от наполненности баков… Да неважно это, быстрейшие машины всегда вызывают подозрения (то же было с прошлогодним Brawn), главное, что команда, которая ездит на моторе Renault сама делает себе шасси и уделываает Ferrari. Хорошо ли это? Хорошо, что за счёт королевских гонок идёт разивтие, что мы видим, как люди добиваются побед за счёт оригинальных идей и собственному таланту. При это не надо думать над двигателем и нести лишние затраты – достаточно просто заказать агрегат на заводе, а самим придумать, куда его поставить. Это удобно, это, как оказалось, успешно.

Но такая, хоть и очень плодородная для живых мозгов, тенденция в королевских гонок всё равно не радует. Одно дело, когда Феррари соревнуется с Тойотой не только на трассе, но и в боксах, а другое, когда главное автоспортивное зрелище мира превращается в главный рекламный проспект развивающихся и очень прибыльных брендов.

Ноэтот этап в развитии неизбежен, поскольку гонки явно потеряли в популярности. Кактолько возрастёт интерес в Европе и появится в Новом Свете, заводы сразу вернутся, потому что это станет не только затратно, но и престижно/ А вот для этого нужно определённое количество глаз, которые будут смотреть на эти команды каждый уикенд.  

Алексей Данилов, Sport.ru

Sport.ru