Буквально вчера австралийский гонщик Red Bull Марк Уэббер, покидающий эту команду в конце сезона, резко выразился об уровне молодых пилотов в современной Формуле-1, и, в частности, сказал, что приход в серию в следующем году Сергея Сироткина может серьезно сказаться на уровне безопасности гонок Гран-При. @Sport.ru пытается разобраться, действительно ли в Формуле-1 сложилась плачевная ситуация, при которой всё зависит от финансирования, а талант отныне ничего не значит…

 

В первую очередь стоит выдвинуть тезис – платят за выступления сейчас все. Абсолютно.  Кто-то, кого называют болельщики “низшей кастой”, платит сам, из своего кармана, те же, кто имеет влиятельную поддержку, получают деньги от спонсоров. Стоит заметить, что тезис того, что платят за выступления все пилоты, подтверждается хотя бы тем фактом, что за двукратного чемпиона мира, Фернандо Алонсо, банк Santander перечисляет команде Ferrari в районе 40 миллионов в твердой европейской валюте в год.

 

Таким образом, мы получаем жуткий ответ – рента-драйверы, или, как их более понятно называют в зарубежных СМИ – Paydrivers, - это все пилоты пелетона. И отличает их только одно – получают ли эти гонщики зарплату от своей команды, часть от спонсорских перечислений? Или же все сводится к короткому принципу “плати, и можешь ехать”? Вот по этому критерию сейчас и можно отличить “истинного” ренту от пилота, приносящего в коллектив спонсорские деньги.

 

Итак, каков же истинный уровень молодых пилотов в современных Королевских гонках? Ответ на этот вопрос сложен, как двадцатигранный Кубик Рубика... Попробуем взглянуть на этот самый кубик с разных сторон.

 

И первыми гранями, которые мы рассмотрим, будут нынешние новички – Эстебан Гутьеррес и Макс Чилтон. Важный момент – и тот, и другой уступают своим напарникам. Но, если Гутьерресу этот момент еще простителен (Нико Хюлькенберг достаточно опытен, чтобы оставлять новичка позади), то вот для Чилтона все складывается в этом сезоне просто ужасно.

 

Иначе, как “папенькиным сынком” британца назвать сложно – отец Макса выкупил контрольный пакет акций Marussia, чем, фактически, и гарантировал своему сыну место в основном составе пилотов коллектива. Однако, в соперники Максу достался другой новичок – Жюль Бьянки. И француз из Академии Ferrari наголову бьет своего оппонента. Да, Чилтон прибавляет, но еще по молодежным сериям было видно – в Максе нет той жилки победителя, которая присуща будущим успешным гонщикам. Так что, если Макс и останется в Формуле-1 в следующем сезоне, то только благодаря деньгам отца, а не по своим результатам.

 

Что до Гутьерреса, то здесь немного другая ситуация, однако, по сути, это те же фрукты, только в профиль. Эстебан очень неуверенно провел первую половину сезона, мало того, что, постоянно уступая напарнику, так еще и успел отметиться в неприятном инциденте с Адрианом Сутилем, когда грубая ошибка мексиканского дебютанта стоила гонки немецкому ветерану.

 

Так что, если взглянуть на ситуацию с этой стороны, то мы видим, что Марк в какой-то степени прав. Но, как и у практически любого предмета, здесь есть и обратная сторона. Уже упомянутый Жюль Бьянки великолепно провел первую половину своего первого же в Формуле-1 сезона, а ведь за Жюля тоже проплатили немаленькую сумму – в Ferrari моторами для российско-британской “конюшни”.

 

Стоит вспомнить и о Вальттери Боттасе, отлично проводящем свой первый год, с напарником в лице грозного Пастора Мальдонадо. И молодому финну удалось не затеряться на фоне жутковатого пилота из Венесуэлы. Да, первые очки в сезоне для команды сэра Френка привез именно Мальдонадо, но даже это не помешало Вальттери оставить позитивное впечатление от своих первых десяти гонок...

 

Так что, как мы видим, ситуация в чемпионате весьма и весьма неоднозначная, и Марка Уэббера сложно назвать как стопроцентно неправым, так и стопроцентно правым. Стоит вспомнить и о былых сезонах, причем именно через призму Red Bull в целом, и доктора Хельмута Марко в частности. Хайме Альгерсуари, Себастьяен Буэми, Даниэль Риккиардо, Жан-Эрик Вернь – именно эти пилоты дебютировали в “Королевском классе” благодаря поддержке “Красных быков”. И ни один из них не затерялся на просторах пелетона, запомнившись при этом в первую очередь не авариями и опасными ситуациями, а сильными гонками, обгонами, работоспособностью...

 

В следующем же году нас снова ждет не один новичок в Формуле-1. Среди них будет и Сергей Сироткин, с которого мы и начинали наш разговор. С одной стороны Сергей пошел по стопам Чилтона – компания отца Сироткина стала крупным инвестором в Sauber. C другой – Сережа пошел по пути Кими Райкконена, проведя минимум сезонов в молодежных сериях. Как сказал Уэббер, “Является ли Сироткин таким же как Кими или Себастьян? Посмотрим!” И в этом Марк прав. Нельзя ставить крест на карьере гонщика только из-за приставки “рента”. Самое главное, как бы то ни было, не деньги. Самое главное – результат. И гонщики продолжают к нему стремиться. Нам же, российским болельщикам, остается надеяться, что стремления и таланта Сергея Сироткина хватит для того, чтобы запомниться не своими “крэшами”, вылетами и ошибками. Не запомниться рента-драйвером. А оставить след в истории Формулы-1, как сильному пилоту. И есть в этом не только надежда. Есть и вера в это, ведь свой талант Сергей уже сумел показать в Мировых сериях Renault и AutoGP. А стремления у “второго русского”, уж поверьте, хватит. Так что, пожелаем Сергею стать не “рентой”, а Пилотом. Именно с большой буквы П.

Александр Кожевников, @Sport.ru

Материалы по теме:

 

"Ред Булл". Кто оседлает быка?

 

McLaren. Грустный праздник