Межсезонье в королевских автогонках выдалось нынче на редкость активным. Новость с пометкой “срочно” сменяется новостью с пометкой “молния”, и их ведь пруд пруди! А со времени завершающего Гран При чемпионата мира 2008 прошло всего полтора месяца. Но лидирует среди прочих по-прежнему весть о расставании “Хонды” с Формулой 1.

 

HONDA - а мечты так и остались несбыточными…

 

На фоне пересудов на тему: останется ли бразилец Рубенс Баррикелло в Формуле-1 на следующий сезон, различных высказываний по этому поводу, в том числе и его напарника британца Дженсона Баттона, призывавшего команду, оставить всё как есть, никто и не задумывался о том, что текущие споры не имеют под собой реальной основы. Реальная основа – это команда “Хонда”, а команда “Хонда” – это в данный момент уже история.

 

Всё началось довольно обыденно и выглядело таким образом, что в связи с мировым экономическим кризисом затраты на ненужные расходы необходимо сократить. Никто не предполагал, что в эту статью затрат попадёт формульный проект гигантской японской корпорации. Сообщения об отмене сперва рождественского праздника в команде, а затем и традиционного пресс-ланча, посвящённого окончанию сезона отдавали скорее обыденностью тяжких будней финансовой встряски, тем более, что трудности у японцев пошли по всем фронтам – не только в автоспортивной отрасли.   

 

И, наконец, грянул гром. Дорогой проект на поддержание которого необходимо выделять ежегодно огромные средства не приносит результатов, а потому его надлежит закрыть. Видимо, такой логикой руководствовались большие боссы из “Хонды”. В любом случае 5 декабря появилось официальное заявление, подтвердившее наихудшие опасения. “Хонда” покидает королевские автогонки, а у исполнительного директора Ника Фрая и руководителя команды Росса Брауна остаются три месяца на поиски  нового спонсора.

 

Как всё начиналось

 

В 2000 году “Хонда” стала официальным мотористом сразу двух команд – проводящей второй сезон в Ф-1 “БАР” и прибывающей на пике успешности “Джордан”. Для этих “конюшен” сотрудничество с японским концерном имело полярные последствия. “Хонда” не скрывала своих намерений сделать на базе одного из клиентов заводскую команду. Результаты “БАР” начали расти, а вот “конюшня ”Эдди Джордана стала переживать не лучшие времена, да к тому же харизматичный ирландец вряд ли позволил бы кому-то со стороны руководить своим детищем. Благосклонностью “Хонды” стала пользоваться именно “БАР” И с 2003 года японские моторы больше не поставлялись “Джордан”.  

 

В 2004 тогда ещё “БАР Хонда” заняла второе место в кубке конструкторов, уступив лишь всемогущей на тот момент “Феррари”. В 2005 – примерно в три раза меньше очков и шестое место. В результате в 2006 году “Хонда” выкупила все акции “БАР ”и стала полноправным участником королевских автогонок. Казалось, пришёл конец нестабильности. Верный японцам британский пилот Дженсон Баттон наконец выиграл первую гонку для себя и своей команды. Но, как ни странно, это стало началом конца.

 

Последующие два сезона “Хонда” провалила. Более того, в 2008-м серьёзно прибавили основные конкуренты из “Тойоты”, занявшие пятое место в Кубке Конструкторов, тогда как сама “Хонда” смогла опередить лишь аутсайдера в лице “Форс Индия” и разорившуюся ещё задолго до экватора чемпионата “Супер Агури”. Что ж, возможно, и впрямь без сокращения расходов “Хонде” пришлось бы туго, но более вероятным кажется вариант снятия формульного проекта ”под шум” мирового кризиса.

  

Дженсон Батон без пяти минут на “лавке” запасных

 

Обиднее всего в связи с отказом “Хонды” принимать участи в сезоне формулы 1 2009 года, вероятно, Дженсону Баттону. Британский пилот отдал шесть лет карьеры сначала “БАР”, а затем и “Хонде”, стойко переживая все взлёты и падения, отстаивая право выступать именно за эту команду вопреки договору с “Вильямсом”.

 

И вот теперь он, некогда самый многообещающий молодой британец в Ф-1, а теперь умудрённый опытом, бывалый, быстрый пилот, скорее всего, останется за бортом сезона 2009, если в последний момент не найдётся новый владелец команды. Ведь почти у всех “конюшен” уже имеются боевые пары пилотов, а те, кто ещё ведёт переговоры, уже близки к принятию итогового решения.

 

Ещё совсем недавно Баттона заботила судьба его напарника Рубенса Баррикелло, теперь ему придётся подумать о собственном будущем в королевских автогонках. Впрочем, даже в такой нелёгкой для себя ситуации Дженсон проявляет достойную уважения преданность команде. Вот, что он рассказал накануне воскресной Гонки Чемпионов на лондонском стадионе Уэмбли по сообщению F1 News:

 

“Сейчас никто не знает, какие шаги нужно предпринимать. Но в настоящий момент я остаюсь с командой. Считаю, если ей удастся выйти на старт в 2009-м году, она будет очень сильна. Уверен, у меня могут появиться и другие возможности остаться в Формуле 1, хотя и очень ограниченные, так что решение остаться с Honda далось мне непросто. 
Но сегодня все мои мысли – вместе с командой, мы будем пытаться найти покупателя, и это для меня – наилучший вариант. Мне бы не хотелось пропускать сезон, поскольку это всегда плохо для гонщика, но есть и такая возможность.

И все же, моя главная цель – выступать за команду из Брэкли, как бы она ни называлась в следующем году. Новая машина почти закончена, и мы напряженно работаем, занимаясь ее подготовкой к 2009-му году. Остается лишь надеяться, что появится покупатель, который поймет, что ему предоставляется возможность приобрести хорошую команду”.

 

Удастся ли сохранить команду?

 

Несколько дней назад в бельгийской прессе появилось сообщение о том, что покупателем “Хонды” станет французская автомобильная компания “Пежо-Ситроэн”, которая уже имела опыт сотрудничества с Ф-1, поставляя в 90-е моторы для “Макларен”, “Джордан” и “Прост”. Издание “Autosportnieuws” даже назвало состав будущей конюшни – Батон, Бурдэ, но представители концерна опровергли данную информацию.

 

Вероятными покупателями, по мнению известнейшей итальянской газеты “Gazzetta dello Sport ”, являются два арабских консорциума, предложившие бывшему руководителю “БАР Хонды” Дэвиду Ричардсу возглавить проект, а также сын Жана Тодта, Николя Тодт, у которого имеется “конюшня” в GP2. Возможно, в ближайшее время появятся и новые потенциальные покупатели.

 

Последствия для Формулы

 

Королевские автогонки – это не футбол, где каждую разорившуюся команду высшей лиги всегда может заменить конкурент из лиги нижестоящей. В прошлом сезоне на старт первого Гран При вышло 22 пилота из 11 “конюшен”, завершало чемпионат уже 20 из 10-ти. По большому счёту в Формуле-1 на данный момент есть две команды, которые покинут её только если финансовая ситуация будет совсем безвыходной или произойдёт массовая уравниловка моторов, шасси и т.п. (некоторые нововведения из этого перечня уже сейчас пытаются “провернуть”). Разумеется, речь идёт о “Феррари” и “Макларен”, чьи имена неизменно ассоциируются с Королевой автоспорта. Есть ещё “Вильямс”, но “конюшня” старины Фрэнка частная и в  условиях тяжёлого экономического положения трудно рассчитывать на неё как на константу.  

 

Все остальные – товарищи не сказать, чтобы надёжные. “Рено” после завоевания титулов подумывала, а не свернуть ли проект; “Тойота”, лишившись прямого конкурента, вероятно, задумается о соотношении вносимых в команду средств и интенсивности отдачи. А все остальные в Формуле-1 ещё относительно недавно, и неизвестно на какой период времени планируют в ней задержаться.  Финансовые же проблемы – отличный катализатор к принятию решения подобного тому, которое выбрала “Хонда”.

 

Не хотелось бы выглядеть пессимистом, но очень сложно как-то по-другому оценивать уход “Хонды” из Формулы-1. Эта команда, пускай и не смогла сделать и половины всего того, на что замахивалась, тем не менее, оставила свой ощутимый след в автоспорте № 1. Нам будет её не хватать. Но веселей! Прислушаемся к Берни Экклстоуну, который уверяет нас в том, что кризис Ф-1 переживёт. Он-то знает, что говорит, ведь уже ни раз пожилой формульный “лис” решал сложнейшие задачи, неизменно подвергаясь за это критике, но сохраняя для себя, для команд и для зрителей этот “большой цирк” под названием Формула-1.     

 

         Николай Никифоров, Sport.ru

Sport.ru