Рано или поздно всему приходит конец. К счастью, пришёл конец не Формуле 1, а самой настоящей войне угроз и ультиматумов, как из рога изобилия сыпавшихся в последние недели из уст людей, от которых напрямую зависело будущее автоспорта номер один. Sport.ru подводит итоги политическим баталиям “Большого цирка”.

 

Начиналось всё как всегда: слово за слово. Постепенно тон дискуссии между ассоциацией команд Формулы 1 (FOTA) и международной автомобильной федерацией (FIA) стал накаляться всё больше. И когда об угрозе покинуть “Королеву автоспорта” в открытую заявила “Феррари”, а сразу вслед за ней и “Рено”, стало ясно, что добром всё может и не кончится.

 

FIA занимала предельно жёсткую позицию, противоречившую любым компромиссам, пытаясь прижать команды к ногтю. Но и FOTA не собиралась идти на уступки, вынуждаю оппонента принимать во внимание своё видение ситуации. Самым неприятным во всей этой истории являлся тот факт, что, поставив во главу угла один и тот же приоритет (сокращение расходов), враждующие стороны не могли договориться о способе достижения поставленной цели. Подобная несогласованность всерьёз пошатнула уверенность в том, что Формула 1 продолжит существовать в прежнем виде с привычными командами.

 

“Самым неприятным во всей этой истории являлся тот факт, что, поставив во главу угла один и тот же приоритет (сокращение расходов), враждующие стороны не могли договориться о способе достижения поставленной цели”

 

Казалось, что FIA во главе со своим президентом Максом Мосли владеет в этой партии инициативой. Слишком уж уверенно для блефа звучали фразы о том, что незаменимых нет, и свято место пусто не бывает. А тут ещё и напирающая группа новичков во главе с “ЮЭс Ф1”, “Кампосом” и “Манором”, заявление Фрэнка Уильямса о том, что его команда создана для гонок и только для гонок, сопровождаемое подачей заявки на участие в сезоне 2010, последовавший вслед за этим аналогичный шаг “Форс Индия” и исключение обеих “конюшен” из ассоциации команд.

 

 Но несколько уменьшившаяся в числе FOTA по-прежнему сохранила в обойме главные ударные силы в лице представителей крупнейших автоконцернов. Команды в прошлом редко терпимые друг к другу перед лицом общего врага проявили неслыханную доселе солидарность. Остался в организации и более чем скромный в финансовом отношении “Браун”, который также как “Уильямс” может существовать только в гоночных условиях. А те, кто мог себе это позволить, заключили даже джентльменский союз, для верности подкреплённый солидным штрафом за односторонний выход. Чаша весов заколебалась.

 

В этом противоборстве нашлось место не одному дедлайну с подачей заявок на следующий сезон, но апогеем всей истории стало заявление членов FOTA об организации альтернативного чемпионата. Крыть Мосли было уже нечем. Не думаю, что президент FIA всерьёз рассматривал возможности Формулы 1 без её знаковых команд, предоставив в качестве замены группку новичков. Одного “Уильямса”, пусть и с поистине легендарной историей, для полноценной преемственности слишком мало. Тем не менее, буквально накануне перемирия Макс Мосли не бросал игру, заявив, что вопреки собственному обещанию, вынужден балатироваться на пост президента FIA в очередной раз.

 

“В этом противоборстве нашлось место не одному дедлайну с подачей заявок на следующий сезон, но апогеем всей истории стало заявление членов FOTA об организации альтернативного чемпионата”

 

И вот, кульминация действа. В этот вторник встретились три мужа: Берни Экклстоун, Макс Мосли и Лука Ди Монтеземоло, посовещались и решили: Формуле 1 быть единственной и неделимой. А что дальше? А дальше Мосли не нужно больше избираться на пост президента. Руководить автоспортом номер один должна, разумеется, FIA, но все нововведения подлежат согласованию с FOTA, которой от роду нет ещё полноценного года. Соответственно с уходом Мосли в отставку, терпит крах и выработанная его командой система по снижению расходов, призывавшая к моментальному сокращению бюджетов команд сначала до 40, а потом до 45 миллионов фунтов. Зато поэтапное лимитирование (идея FOTA), похоже, будет реализовываться на практике.

 

Теперь все команды члены FOTA плюс “Уильямс”, “Форс Индия” и тройка новичков станут полноправными участниками чемпионата мира 2010 года. Более того, согласно контрактам с FIA и FOM (Менеджментом Формулы 1) команды обязались принимать участие в Ф-1 вплоть до 2012 года, что же до регламента, то он останется таким же, как и на нынешний сезон (впрочем, тут ещё возможны изменения), а значит, все могут дружно с облегчением выдохнуть.

 

К счастью, Формула 1 избежала раскола и ситуации возникшей в США, где одна суперпопулярная серия трансформировалась в две несравнимо менее востребованные. У участников конфликта хватило чувства меры вовремя остановиться и, в конце концов, прийти к решению, хотя на поздних этапах столкновения подобный мирный исход казался всё менее вероятным.

 

“К счастью, Формула 1 избежала раскола и ситуации возникшей в США, где одна суперпопулярная серия трансформировалась в две несравнимо менее востребованные”

 

Что ж теперь можно и вспомнить о том, что позади уже почитай середина чемпионата 2009 года, и Формула 1 по всей вероятности получит в этом году нового чемпиона. Словом, вернёмся к противостоянию “Брауна” и “Ред Булла”, Баттона и Феттеля, понаблюдаем за тем, как стараются подтянуться к ним все остальные… и краем глаза продолжим следить за развитием событий на арене политической. Мало ли что?

 

Николай Никифоров, Sport.ru    

 

       

Sport.ru