Гран-При Сингапура ещё надолго останется в памяти старых поклонников Формулы-1, помнящих 80-е и 90-е годы в автоспорте, когда подвезти друга до боксов было нормально - Марк Уэббер потеряет десять позиций на старте Гран-При Кореи за то, что создал опасную ситуацию, использовав Фернандо Алонсо как такисиста. @Sport.ru рассуждает о том, куда движется современная Формула-1, и с грустью и иронией смотрит на перспективы...

Начать в данном случае, пожалуй, нужно с описания событий, произошедших на трассе Марина-Бей в Сингапуре, особенно для тех, кто выключил свои телеприёмники сразу после очередного скучного финиша лидеров и феерии, которую выдали остальные, показав отличную заключительную часть гонки, и выдав множество борьбы на трассе и обгонов.

 

Итак, на последнем круге гонки, на болиде Марка Уэббера не выдержал двигатель – упало давление охлаждающей жидкости, и австралиец не смог закончить гонку, которую, к слову, Марк провёл очень даже неплохо. В итоге Марк замер на трассе, не добравшись до боксов своей команды. Но, в лучших традициях так называемых “старых” гонок, Фернандо Алонсо остановился, подобрал Марка Уэббера и отправился в закрытый парк с пилотом Red Bull на боковом понтоне.

 

Казалось бы, особенно вспоминая Гран-При Германии позапрошлого года, не произошло ничего экстраординарного – а два года назад случилась обратная ситуация, и Уэббер подвёз незадачливого Алонсо, болид которого отказал уже после финиша испанца на втором месте. В целом, подобные моменты всегда нравились зрителям. Казалось бы, встретили эту ситуацию все те, кто присутствовал на автодроме и перед телеэкранами аплодисментами, остались довольны, и эпизод стал просто частью истории, сохранившись в виде записей на YouTube.

"После гонки судьи разобрали этот “инцидент” и вынесли обоим пилотам по предупреждению – Алонсо за остановку на трассе, а Марку – за присутствие в закрытом парке после финиша гонки и за создание аварийной ситуации"

 

Но не тут то было! После гонки судьи разобрали этот “инцидент” и вынесли обоим пилотам по предупреждению – Алонсо за остановку на трассе, а Марку – за присутствие в закрытом парке после финиша гонки и за создание аварийной ситуации. И снова, всё бы ничего – красота требует жертв. Но жертвы эти оказались слишком серьёзными, во всяком случае, для Марка. Предупреждение, которое вынесли стюарды пилоту Red Bull, стало для него уже третьим в текущем сезоне, а по новым бредовым правилам стюардов, после трёх предупреждений гонщик наказывается потерей десяти мест на стартовом поле следующего этапа чемпионата мира.

 

Так что, за столь красивый момент, за этот элемент шоу, сделанный скорее для зрителей, чем для самого Марка, не желавшего ждать маршрутку или добираться до боксов на перекладных, Марк заплатит высокую цену, и, в лучшем случае, в следующей гонке уйдёт в бой с одиннадцатой позиции.

 

И сразу возникает вопрос – а куда же катится современная Формула-1? То, что было раньше – настоящие эмоции, дружба на трассе и за её пределами, опасная и от этого ещё более красивая борьба колесо в колесо. Где всё это? Ответ прост – всё это запрещено новыми правилами.

 

"Правила трёх предупреждений изначально задумывались, как этакий "антигрожан"

 

То, что придумали в FIA с предупреждениями – ещё полбеды. Но проблема в другом. Скорее эти правила трёх предупреждений работать должны были не против таких вот ситуаций, как приключилась с Уэббером и Алонсо, правила скорее задумывались, как этакий “антигрожан”. Однако судьи пошли дальше в своих мозговых штурмах и изысканиях бюрократии.

 

Со следующего же сезона и вовсе начинается новая система наказаний. Напомним, что в июне всемирный совет принял решение ввести с 2014-го года новую, балльную систему штрафов. Даже за превышение скорости по ходу пятничных практик пилоты будут получать свои штрафные баллы, а как только копилка штрафов достигнет отметки в 12 – гонщик будет вынужден пропустить следующую гонку.

 Нарушение  Кол-во баллов
 Пропуск гонки  5
 Провокация опасного столкновения  3
 Игнорирование черного флага  3
 Создание аварии  2
 Игнорирование синего флага  2
 Провокация инцидента, в результате которого сопернику приходится покинуть пределы дорожного полотна  2
 Слишком быстрое движение под желтым или красным флагом  2
 Фальстарт  2
 Нарушение временного интервала при выезде на трассу машины безопасности  2
 Обгон автомобиля безопасности  2
 Опасная блокировка соперника  2
 Опасный выезд с пит-стопа  2
 Неявка на взвешивание в квалификации  2
 Неявка или опоздание на брифинг пилотов  1
 Блокировка соперника  1
 Выдавливание соперника с трассы  1
 Получение преимущества за счет самовольного выезда за пределы трассы  1
 Пересечение белой линии на выезде с пит-лейна  1
 Обгон соперника под пейс-каром  1
 Выезд с пит-лейна на красный сигнал светофора  1
Несоблюдение дистанции при движении за пейс-каром  1

То есть, если посмотреть внимательно, то выходит, что, в принципе, набрать за раз 5 баллов практически невозможно. Троечку же вполне можно получить, банально, если у тебя в паспорте написано что-то вроде "Мальдонадо" или "Грожан".

Но вот получение сразу несколько раз по два балла за нарушения – вполне себе возможно. Если раньше пилоты вполне могли отделаться лёгким испугом в виде проезда по пит-лейн, то теперь кроме этого они “отхватят” ещё и штрафные баллы. Игнорирование синих флагов, создание аварийной ситуации, превышение скорости под жёлтым флагом, выдавливание оппонента, опасный выезд с пит-лейн, блокировка соперника – за всё это наказывают и сейчас. Но или потерей мест, или денежно. Теперь же за это можно будет и отдохнуть гонку-другую.

 

Я уже не говорю про "провинности" одного балла. Такие нарушения встречаются чуть ли не во время каждого гран-при, а у некоторых и по два раза за этап. Стоит заметить и ещё один момент – превышение скорости на пит-лейн будет караться разным количеством баллов. От одного до трёх. В том числе и по пятницам, а сейчас подобное встречается повсеместно. Навскидку – к Японии могло бы в этом году получиться так, что в большинстве команд на старт вышли бы третьи пилоты.

 

Так куда же катится современная Формула-1? Вниз, с этим не поспоришь.

 

Так куда же катится современная Формула-1? Вниз, с этим не поспоришь. Иронизируя, можно сказать, что скоро и обгоны запретят. Команда Lotus, которая славится своими весёлыми постами в Twitter опубликовала на днях сборник правил, “Как избежать штрафа в Формуле-1”.

 

1. Не ругаться на подиуме во время официальных интервью (упс, Кими уже делал это)

2. Не показывать откровенные фото кроликов, хорошо проводящих время (упс, мы уже делали это)

3. Не выходить за пределы трассы на 0.02 см (упс, Рома уже делал это)

4. Не бороться с Себом в то время, как обгоняешь его (упс, Кими уже делал это)

5. Не заводить наших соперников в СМИ (упс, мы уже делали это)

6. Не выкладывать фото голого Хорнера (упс, мы уже делали это...дважды)

7. Не гулять с гномом по паддоку вне питлейна (упс, мы уже делали это)

8. Не выезжать за пределы трассы, думая, что это наикратчайший путь (упс, Кими уже делал это)

9. Не делиться неправильной технической информацией, чтобы посмешить людей (упс, мы уже делали это)

10. Не использовать Роско или других милых животных, чтобы посмешить людей (даа, мы делали это, даже слишком)

 

Вот до такого абсурда и может в скором времени дойти Формула-1. А местами она уже до него дошла. Грустная история. Закон суров, но это закон. Даже если этот закон похож на бред...

Александр Кожевников, @Sport.ru

Sport.ru