28 октября главнокомандующему "Формулы 1" Берни Экклстоуну исполнилось 80 лет, однако эта цифра его ничуть не пугает, и он, как и всегда в своей жизни стремится вперёд, к своей цели и продолжает добиваться успеха. О том, что весь его успех – простое везение, о том, какой будет "Формула 1" через десять лет и кто станет преемником Берни, английский бизнесмен рассказал  во второй части интервью для официального сайта чемпионата.

 

Вспомните случай, подтверждающий то, что вам действительно повезло?

Это случалось слишком часто, поэтому мне просто не вспомнить. Впрочем, припоминаю один эпизод, как во время войны я собирал на поле картофель, чтобы заработать какие-то деньги, и тут совсем недалеко от меня на землю упал немецкий самолёт. Взрывной волной меня отбросило на несколько метров, но к счастью я отделался лишь лёгким испугом. Вот тогда, я считаю, мне действительно повезло, и я к этому не имею никакого отношения. Сейчас, наверняка, многие, считают, что им-то как раз в тот день крупно не повезло! (Смех)

 

Шлем пожарного, который находиться в вашей комнате, никак нельзя ассоциировать с вами. Видимо, с ним связана какая-то история?

Меня однажды спросили, могу ли я как-то описать свою работу, и я сказал, что работаю пожарным. Именно так оно и есть! Хотя многие считают, что я разжигаю гораздо больше пожаров, чем тушу.

 

"Что хорошо для "Формулы 1" – хорошо и для всех, кто имеет к ней отношение – для команд и их спонсоров"

 

Если бы вы не занялись автоспортом и е попробовали себя в роли гонщика, что бы вы делали?

Я всегда хотел заниматься бизнесом. Я вовремя осознал, что гонщик должен посвящать работе всё своё время, но как оказалось, я не был к этому готов…

 

Но вы могли бы заняться любым другим видом бизнеса…             

У меня никогда не хватало времени на то, чтобы подумать о том, как ещё могла бы сложиться моя карьера. Мне нравится то, чем я занимаюсь, а иначе я просто бы не стал этим заниматься. Мне повезло, что я вовремя смог сделать свой выбор. И работаю я далеко не ради денег… Однако, если я что-то делаю, то хочу, чтобы всё было, как надо. Это относится и к варке яиц, и к составлению важного контракта…

 

Глядя на себя в зеркало, вы удивляетесь тому, что именно про вас так много пишут и говорят во всём мире?

В последнее время я стараюсь не смотреться в зеркало! (Смех) Хотя, нет, не думаю. Я просто выполняю свою работу. Надеюсь, у меня хорошо получается.

 

И всё-таки очень многие считают, что ваш главный мотив – это деньги…

Я никогда ничего не делал просто ради денег. Деньги являются побочным продуктом моей деятельности, и так было с самого начала моей карьеры. Когда мне было двадцать лет, я уже был очень успешным предпринимателем. И главным для меня было добиваться выгодных контрактов, а не просто делать деньги. Они – результат хороших сделок, но люди этого не осознают…

 

Вы представляете то, как будет развиваться "Формула 1" в следующем десятилетии?

Пока нет, так как в настоящее меня больше волнует следующий сезон! Скорее ошибётся тот, кто попытается объяснить вам, что будет происходить через три года. А иначе бы у нас не было тех проблем, которые мы сейчас пытаемся решить.

 

Как говорят в паддоке, для того, чтобы создать прототип Берни Экклстоуна, понадобится 12 руководителей команд. Как вы относитесь к таким высказываниям?

Посмотрим! (Смех) Возможно, руководителям команд нужно больше времени уделять своему бизнесу и меньше волноваться о делах остальных. Что хорошо для "Формулы 1" – хорошо и для всех, кто имеет к ней отношение – для команд и их спонсоров. Слишком многие думают только о себе. То же самое можно сказать и о правилах: каждый думает только о том, что позволит ему выигрывать гонки.

 

"Не смотря ни на что, они должны стремиться выигрывать в равных для всех условиях и не пытаться получить значительное преимущество"

 

Вы считаете это обычным эгоизмом, или за этим скрывается нечто большее?

Я бы назвал это глупостью. Нужно мыслить более глобально. Все команды рвутся к победе, и я это полностью поддерживаю. Но всё-таки, не смотря ни на что, они должны стремиться выигрывать в равных для всех условиях и не пытаться получить значительное преимущество. Отлично, если преимущество объясняется тем, что у кого-то лучше машина, гонщик или тактика. Но нельзя пытаться добиться успеха за счёт того, что у вас будет более мощный двигатель, чем у остальных. Это неправильно и нечестно.

 

За последние несколько месяцев вышло много телепрограмм, посвящённых "Формуле 1" прошлых лет. Это было связано с 40-й годовщиной гибели Йохена Риндта. Гонщики в те времена выглядели, как звёзды, и вели себя соответствующим образом. Что же происходит с гонщиками сейчас, куда подевались все яркие личности?

Думаю, команды не в восторге, когда гонщики чувствуют себя слишком свободными. И пилотам в этом случае проще подчиниться, хотя, я и должен признать, что в этом сезоне выступает много отличных талантливых пилотов.

 

У вас есть претендент на продолжение вашего дела? Кто станет вашим преемником?

На данный момент я понятия не имею. Вероятно, им надо будет найти ещё какого-нибудь торговца подержанными машинами!

 

Яна Литвинчук, @Sport.ru