"Спорт-Экспресс" рассуждает о важности сегодняшнего дерби между "Спартаком" и "Локомотивом", "Спорт день за днём" опрашивает игроков "Шахтёра" на знание истории футбола, а "Советский Спорт" общается с руководителями клубов КХЛ. На @Sport.ru традиционный обзор прессы…

 

В своей статье "Момент Истины?" обозреватель "СЭ" Александр Просветов вспомнил обо всех мало-мальски ключевых вопросах, которые может решить дерби между "Спартаком" и "Локомотивом"

 

Начну в стиле Анфисы Чеховой, которая любит рассказывать про своих эксцентричных знакомых. Так вот, один мой знакомый (поверьте, реально существующий) закатил в четверг в ресторане небольшой банкетец под лозунгом "Десять лет без побед".

 

Дело в том, что 27 октября 2001 года нелюбимый им "Спартак", победив в Москве "Зенит", за тур до окончания первенства в 9-й и последний на сегодняшний день раз выиграл звание чемпиона России. С тех пор - как отрезало.

 

Потом, правда, на прощание с Олегом Романцевым клуб в 2003 году завоевал еще Кубок, но мой знакомый, давний болельщик ЦСКА, на эту тему не заморачивается. Настанет июнь 2013-го - глядишь, снова будет повод. Из текущего розыгрыша Кубка, на всякий случай, красно-белые уже вылетели. А за что поднимать рюмку - за годовщину Октябрьской революции или за победу в начале XVII века над поляками - каждый вправе решать сам.

 

<…>

 

Роковыми для Карпина-тренера могут стать поражения в предстоящих двух дерби и неудовлетворительные результаты в оставшихся до конца года матчах, которые тоже будут принципиальными. Ведь половину восьмерки составляют московские клубы. Нувориш "Анжи" нынче тоже большой раздражитель: всем хочется доказать, что в футбол не деньги играют. Вернее, не только они. А матчи с "Зенитом" для "Спартака" сейчас, похоже, значат не меньше, если не больше, чем поединки с ЦСКА. Откровения насчет перехода в обратном направлении Владимира Быстрова - тому свидетельство.

 

В принципиальных матчах разыгрываются те же три очка, но воспринимаются они особенно эмоционально и западают в память как болельщикам, так и футбольным начальникам. Владимир Маминов в июне имел шанс ярко проявить себя, но "Локомотив" с ним проиграл поочередно "Спартаку", ЦСКА и "Динамо", и вопрос о главном тренере бесповоротно решился в пользу португальца Коусейру.

 

<…>

 

В футбольную историю советского времени "Локомотив" вошел под малопочтенным прозвищем "пятого колеса в московской телеге". Но с созданием чисто российского чемпионата он быстро доказал свою нужность столице, выдвинувшись на твердые позиции. Красно-зеленые принялись каждый год выигрывать или медали, или Кубок, в 2002 году и вовсе сменили "Спартак" в качестве чемпиона, а спустя два года вновь взяли золото. Укрепление клуба привело к постепенному созданию, что очень важно, собственного достаточно многочисленного отряда болельщиков. Хотя праздновать какую-либо дату в связи с неудачами "Локомотива" едва ли кому-то взбредет в голову.

 

Основные достижения железнодорожников связаны с дуэтом Юрия Семина и Валерия Филатова. И с теми временами, когда в наших клубах еще сохранялся тип тренера-"неперебежчика", преданного одной команде.

 

<…>

 

Впрочем, как бы ни было интересно жонглировать цифрами и фактами, история противостояния Коусейру с Карпиным начинается с чистого листа, и на кону стоит многое. Победят красно-белые - встанут в таблице выше конкурента, с которым они по ходу сезона поочередно обгоняли друг друга, да еще будут иметь перед ним большое преимущество в очных встречах. Выиграет "Локомотив" - оторвется от "Спартака" на шесть очков, и тому придется в этом случае думать уже о чем-то более прозаичном, чем место в первой тройке на промежуточном финише.

 

***

 

"Спорт день за днём" опросил футболистов "Шахтёра" не предмет знания истории и современности их соперника по ЛЧ – "Зенита". Вопросы, прямо скажем, были каверзные.

 

1. Какая украинская команда во времена чемпионатов СССР относилась к обществу "Зенит"?

 

А) "Динамо" (Киев)

 

Б) "Днепр" (Днепропетровск)

 

В) "Металлург" (Донецк)

 

Евгений Селезнев: В правильности ответа не уверен, но думаю, что это "Днепр". Донецкого "Металлурга" тогда еще вроде бы не было. А киевское "Динамо" курировало МВД — команда являлась структурным подразделением украинского совета спортивного общества "Динамо". А над "Зенитом" кто тогда шефствовал? ЛОМО? Это что за предприятие? Ну, если оборонная промышленность, то точно "Днепр", над которым в советские времена шефствовал "Южмаш". Я это знаю, ведь еще в прошлом сезоне играл в Днепропетровске.

 

 

2. Кто из уроженцев Санкт-Петербурга в свое время тренировал "Шахтер"?

 

А) Анатолий Коньков

 

Б) Олег Ошенков

 

В) Бернд Шустер

 

 

Александр Рыбка: Снова вопрос застал меня врасплох — нужно будет поучить на досуге футбольную историю. Буду полагаться исключительно на свою интуицию. Она мне подсказывает, что или Ошенков, или Бернд Шустер. Хотя Шустер как-то смущает: как он мог родиться в Питере? Он вроде истинный ариец. Остается Ошенков.

 

3. Кто из наставников тренировал и "Зенит", и "Шахтер"?

 

А) Юрий Морозов

 

Б) Анатолий Бышовец

 

В) Анатолий Коньков

 

Ярослав Ракицкий: На сто процентов не уверен, но, по-моему, это Анатолий Бышовец. По крайней мере так мне подсказывает внутренний голос.

 

4. Какое имя носил "Зенит" до того момента, как получил свое нынешнее название

 

А) "Адмиралтеец"

 

Б) "Сталинец"

 

В) "Ленинец"

 

Алексей Гай: Пусть будет "Адмиралтеец". Из всех трех мне это название больше всего нравится. Гордо так звучит. Плюс Питер вроде бы называли колыбелью морского флота России, там даже, если не ошибаюсь, штаб-квартира Балтийского флота находится. И все это в пользу моей версии говорит.

 

5. Кто является известной болельщицей "Зенита"?

 

А) Алла Пугачева

 

Б) Татьяна Буланова

 

В) Ксения Собчак

 

Г) Дженнифер Лопес

 

Ярослав Ракицкий: Лопес — точно нет, не факт, что Дженнифер знает о существовании "Зенита". Пусть будет Пугачева. Хотя она москвичка, по логике вещей должна переживать за какую-то московскую команду. Впрочем, я ни разу ее на футболе не видел. А какой ответ правильный? Буланова? Замужем за Радимовым? Вот елки-палки, я же об этом знал, чего же сам не догадался!

 

***

 

"Советский Спорт" тоже проводил опрос. Вот только тематика была с не самыми приятными ассоциациями. Руководители клубов КХЛ ответили на вопросы о способах передвижения на матчи чемпионата.

 

Вопросы:

 

1. На чем ваша команда летает на выездные матчи?

2. Что изменилось после трагедии под Ярославлем?

3. В какую сумму обходятся перелеты за весь сезон?

 

Кирилл ФАСТОВСКИЙ, генеральный менеджер "Сибири":

1. По России мы летаем на Ту-134. Это постоянный самолет команды, который нас полностью устраивает. Иногда, очень редко, добираемся куда-либо регулярными рейсами. Но пользоваться ими на протяжении всего сезона просто невозможно. Плотность календаря очень велика.

2. Ничего не изменилось.

3. Примерно миллион долларов.

 

Евгений ЦУРИКОВ,вице-президент "Амура":

1. Мы заказываем самолеты в разных местах, в зависимости от ситуации. Раньше в Хабаровске базировалась авиакомпания "Дальавиа", которая давала нам Ту-154. Но несколько лет назад она прекратила существование. Этот самолет был не наш, просто денег за чартерный рейс можно было платить поменьше. Сейчас чаще всего мы делаем пересадку в Новосибирске, чередуя чартеры с регулярными рейсами. Потому что в Новосибирск летают из разных городов гораздо чаще, чем в Хабаровск.

2. Более тщательно подходим к выбору авиакомпаний и самолетов. Но события 7 сентября всколыхнули не только хоккейный мир, но и авиационный. Поэтому нам при переговорах стали часто предлагать самый лучший из имеющихся самолетов и обещать самый опытный экипаж.

3. 65 миллионов рублей.

 

Алексей МИШУКОВ, руководитель пресс-службы "Металлурга" Мг:

1. Летаем чартерными рейсами, которые заказываем в одной авиакомпании. Самолеты – разные, в зависимости от дальности перелета. Есть среди них и Як-42. Например, в аэропорты Европы "тушки" просто не пускают. Приходится арендовать "Боинг".

2. 7 сентября мы летели в Москву как раз на Як-42. Если помните, после трагедии несколько дней действовал запрет на использование этих самолетов. Поэтому возвращались уже на "Боинге". Возможно, мы и не откажемся от Як-42. Первый психологический шок у всех прошел, тем более выясняется, что скорее всего виноваты пилоты.

3. Без комментариев.

 

Леонид ВАЙСФЕЛЬД,генеральный менеджер "Металлурга" Нк:

1. Исключительно на чартерах, потому что из Новокузнецка регулярные рейсы летают только в Москву. Самолеты – Ту-134 и Як-42. Практически всегда одни и те же машины, тот же экипаж. В ближайшее время обещают дать Ту-154, чтобы в некоторых дальних перелетах обойтись без дополнительных посадок.

2. У нас – ничего. Может, требования к летчикам стали жестче? Ведь вроде уже признали, что техника в трагедии ни при чем. На другие самолеты мы пересаживаться не будем. Летать на том же "Боинге" – на порядок дороже, а мы не самый богатый клуб. Да и пилот любого самолета может ошибиться. Як-42 – нормальный надежный самолет. И за границу его пускают…

3. Порядка 30–35 миллионов рублей.

 

Андрей ВЕРЕВКО, генеральный директор "Атланта":

1. В прошлом сезоне команда использовала для ближних перелетов Ту-134, хороший надежный самолет, а сейчас летаем на канадском SRG, "Боинге" и Ту-204. У канадца есть одно неудобство: маленький багажный отсек. Поэтому на некоторые гостевые матчи вещи везем на машине. Не сказал бы, что использование иностранных самолетов очень дорого. Так же как и полеты чартерными рейсами. За чартер мы платим почти те же деньги, которые отдали бы за билеты на регулярный рейс с доплатой за перегруз.

2. Мы поменяли марку самолета. Ту-134 после 7 сентября мы просто исключили. Больше по психологическим мотивам. Во-вторых, если раньше мы договаривались с одной авиакомпанией на весь сезон, то сейчас – с разными, и только на два-три перелета. Я понимаю, что всего учесть нельзя. В конце концов, когда заходишь в метро, не смотришь, кто сидит в кабине машиниста, какого года выпуска поезд. Просто садишься и едешь, потому что доверяешь. Сейчас мы при переговорах смотрим и на историю самолета, и на год его выпуска, и на то, в какой компании он эксплуатировался, и на экипаж.

3. Меньше миллиона долларов.

 

Константин БИЛАН, и.о. главного менеджера "Авангарда":

1. "Боинг" или "Аэробус". И только чартеры. Думаю, что регулярные рейсы сейчас вообще никто не использует.

2. У нас в клубе изменилось многое. Именно после событий 7 сентября мы пересели на иностранные самолеты, хотя до этого использовали Ту-134 и Ту-154, в зависимости от того, куда летим. Сколько нам стоил этот переход – внутреннее дело клуба. Главное – безопасность. Мы сотрудничаем с брокером, который и подбирает команде самолеты. Мы выдвинули ему несколько условий, одно из которых – чтобы лайнер был новый. Экипажи мы, конечно, проверить не можем. Всегда скажут: "Пилоты хорошие".

3. Не хотел бы разглашать эту цифру. Повторюсь: для нас главное – безопасность.

 

Андрей САФРОНОВ, вице-президент "Динамо" М:

1. Как летали, так и продолжаем летать чартерными рейсами на Як-42. Даже несмотря на то, что самолет именно этой марки потерпел аварию 7 сентября. Мы ведь уже знаем, что это произошло из-за человеческого фактора. А у нас очень хороший борт, мы им довольны.

2. КХЛ предлагала нам пообщаться с людьми по поводу пересадки на "Боинги". Но у этих людей, как выяснилось, самолетам по 25–30 лет. Поэтому, как нам показалось, никакой разницы не будет, если мы станем использовать их. Пилот может ошибиться на любом самолете. Так что ситуация после катастрофы с "Локомотивом" для нас не изменилась. Сотрудничаем с городским центром бронирования, который выполняет все наши пожелания.

3. 35–36 миллионов рублей.

 

Сергей НЕМЧИНОВ, генеральный директор ЦСКА:

1. Летаем чартерными рейсами.

2. Сменили авиалайнер. Если раньше постоянно путешествовали на Як-42, то теперь пересели на Ан-148.

3. Это конфиденциальная информация.

 

Рафик ЯКУБОВ, директор "Нефтехимика":

1. Благодаря нефтехимическому комбинату, который содержит команду, у нас есть свой хороший самолет – Ту-134. Поэтому мы ни от кого не зависим. Во все города летаем только на нем. Очень удобно.

2. В принципе ничего. Только порядок стал еще строже.

3. Без комментариев.

 

Нормундс СЕЙЕЙС, генеральный менеджер рижского "Динамо":

1. Мы летаем и регулярными рейсами, и чартерными. Выбор зависит от календаря и от того, куда летим. И дело здесь не в экономии денег. Для нас главное – удобство для игроков, чтобы они успели и потренироваться, и сыграть, и нормально отдохнуть, а не жить в аэропортах. Какие марки самолетов предпочитаем? "Мерседес", БМВ, "Феррари"… А если серьезно, то выбирать не приходится.

2. У нас всегда были жесткие требования к авиаперевозчикам. Плюс мы сами всегда заранее изучаем и рейтинг авиакомпании, и состав экипажа, если это чартер. К сожалению, после трагедии в Ярославле в России закрыли многие авиакомпании, которые могли предоставить чартер. А те, что остались, круто задрали цены. Самолетов просто нет! А по закону в России мы можем летать только местными перевозчиками, поэтому латвийские и европейские компании нам помочь не могут. Так что для нас теперь найти чартер – большая проблема. Из-за этого частенько путешествуем с народом.

3. В позапрошлом сезоне получилось 1 200 000 евро. Думаю, и в этом набежит столько же.

 

Алексей ЖАМНОВ, генеральный менеджер "Витязя":

1. Во время сезона пользуемся только чартерами. А вот на предсезонке, бывает, регулярными рейсами приходится пользоваться.

2. Как летали на наших "тушках" и "яках", так и продолжаем. Никаких "Боингов" и "Аэробусов". В этом плане у нас ничего не изменилось.

3. Сложно сказать даже приблизительно.

 

Виктор ШАЛАЕВ, исполнительный директор "Спартака":

1. По России – на Ту-134, за границу – на Як-42.

2. Нас заверили, что лайнер, на котором мы летаем, самый лучший в авиапарке компании. Сама компания – партнер клуба уже три года, ее работа нас устраивает. По нашему требованию после событий 7 сентября она сразу же предоставила всю техническую информацию о самолетах, которыми пользуется "Спартак".

3. Меньше миллиона долларов.