В преддверии второго тура РФПЛ, @Sport.ru даёт вторую часть материала о том, кто спонсирует клубы высшего отечественного дивизиона, и чью рекламу они размещают на своих футболках. Частные дотации "Кубани" и "Анжи", против полу-государственных спонсоров "Локо", ЦСКА и "Зенита", а также многое другое…

 

 

"Кубань" (Краснодар)

 

Главную команду Краснодарского края, разумеется, и поддерживают куда более радостно. При этом, клуб не является дотационным нахлебником, который тянет деньги из бюджета своей малой родины. Владелем команды Олег Мктчян, которого называют самым богатым армянином Украины. Разумеется, что титульным спонсором у клуба является одно из дочерних предприятий, которыми в той или иной степени владеет руководитель кубанцев - Русская горно-металлургическая компания. Вообще, пример Краснодарского края является в высшей степени показательным для большинства команд нашей страны. У обеих команд города частные владельцы, при этом обе выступают в РФПЛ и не на самом плохом счету. И можно поступать так. А можно ходить на поклон к первым лицам государства, успокаивая себя тем, что бедность – не порок.

 

"Локомотив" (Москва)

 

Чем выше в таблице команда, тем более известен и популярен её спонсор. К примеру, все уж точно знают, кто спонсирует московский "Локо" догадаться тут довольно просто – команда своим названием намекает, что каждый, кто пользуется услугами перевозок по железным дорогам, в той или иной степени платит зарплату Сычёву и Ко. Компания РЖД, как главная структура, является титульным спонсором команды, а помимо неё платят красно-зелёным дочерние или смежные компании: "Транскредитбанк", "Трансконтейнер" и "Первая грузовая компания". Так было во все годы существования РФПЛ, и пока никаких конкретных слухов об изменении ситуации не ходило – "Локомотив" продолжает оставаться "фирменной" командой железной дороги.

 

"Рубин" (Казань)

 

Статус богатой республики позволяет правительству Татарстана довольно успешно поддерживать и развивать едва ли не все виды спорта в Казани. Баскетбол, хоккей, футбол и волейбол – все команды находятся под тёплым крылом областного руководства, хотя спонсируются далеко не только им. К примеру, титульный спонсор футбольного "Рубина" – компания ТАИФ, которая занимает контролем химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей отраслей Татарстана. Это позволяет команде обладать бюджетом, который примерно оценивается в 120 млн долларов – точной цифры никто никогда, разумеется, не назовёт. Как бы там ни было, именно после "прихода" ТАИФ на форму казанской команды она начала показывать лучшие результаты в своей истории.

 

"Анжи" (Махачкала)

 

Будучи клубом, чьё содержание оплачивается из денежных запасов одного из самых богатых людей России – Сулеймана Керимова, "Анжи" пошёл по довольно правильному пути. Сейчас на футболках махачкалинской команды нет титульной рекламы спонсора. Там титульная реклама фонда "Подари Жизнь", чьим спонсором является сам "Анжи". После каждой игры клуб их Махачкалы перечисляет определённую сумму денег на помощь детям с онкологическими заболеваниями. Что-то подобное в своё время делала "Барселона", на чьих футболках основное "место для рекламы" занимал логотип Детского фонда ООН – "Юнисеф". Сейчас каталонцы до сих пор являются одними из "доноров" данной организации, но логотип с лицевой части формы был убран. Возвращаясь к "Анжи", нужно отметить это благое начинание, не забывать о нём, а желательно ещё и присоединяться.

 

"Динамо" (Москва)

 

Роман московского "Динамо" и второго по масштабам банка страны начался уже 3 года назад. До этого ВТБ уже имел опыт работы с футбольными клубами – его лого был на футболках московских армейцев. Однако, то ли совместимость цветов, то ли ещё какие-то причины сыграли свою роль, но сотрудничество ВТБ и динаомвцев развивается куда более плодотворно. Банк является основным спонсором строящегося стадиона бело-голубых (разумеется, и название у него будет "ВТБ-Арена"), не говоря уже о статусе титульного спонсора команды. При всём этом, ВТБ не является владельцем московского клуба – им числится управляющая компания "Динамо". Однако, тут всё по классике: заказывает музыку тот, кто платит.

 

ЦСКА (Москва)

 

Московские армейцы – одна из самых загадочных команд РФПЛ. То есть, мы вроде бы как знаем, что президентом команды является Евгений Гинер, но имя реального владельца неизвестно, хотя слухи ходят регулярно. Самый стойкий, конечно, заключается в том, что у ЦСКА и у "Челси" один владелец, чьё имя мы не будем называть, ибо оно и без того слишком известно, а порой даже нарицательно. Тем не менее, титульный спонсор у команды с этого года старый-новый. Компания "Аэрофлот" вернула себе эксклюзивное право размещения своей рекламы на футболках армейцев, сменив "Башнефть". Надо отметить, что лидер авиационных перевозок страны уже был спонсором ЦСКА несколько лет назад, и теперь стороны вновь воссоединились.

 

"Спартак" (Москва)

 

Меняются президенты и владельцы, а главный спонсор у "Спартака" один уже 12 лет. Компания "Лукойл" известна буквально всем и каждому, так что заниматься лишний раз её представлением нет никакого смысла. Помимо "нефтяников" красно-белых поддерживает финансово фирма "Капиталъ", и, разумеется, лично Леонид Федун. Считается, что бюджет команды равен 94 млн долларов, но есть подозрения, что данная сумма сильно занижена.

 

"Зенит" (Санкт-Петербург)

 

Вот уж где точно мало чем можно удивить читателя, так это в случае "Зенита". Компания "Газпром" настолько прочно связана с именем петербургской команды, что ни при каких обстоятельствах не видно разрыва этой тесной связи. Крупнейшая газовая компания мира при желании может обеспечить "Зенит" практически любым футболистом, когда дело остаётся за финансовыми вопросами. Главное – убедить акционеров в том, что эти деньги нужны, а потом их достанут, никаких сомнений нет. Надо понимать, что "Газпром" является непосредственным владельцем футбольного клуба из Санкт-Петербурга, так что компания лично заинтересована в успехах команды – со всез сторон, которые только можно представить.

Пучков Павел, @Sport.ru

Информация: если Вы - яркая и неординарная личность, то Вам предлагается купить футболки паркур из стопроцентного хлопка. В нашем магазине можно найти любой нужный товар из области политики, спорта, кино, мира животных, туризма, астрологии и др., которые немедленно выделят Вас из толпы прохожих. Цена - от 480 рублей за штуку. Телефоны: +7 (495) 225-1345 (Москва), 8 (800) 700-1345 (Россия)