Наряду с тем, что всё в нашей жизни относительно, материальная и духовная природа вещей, явлений устроена очень правильно. Нам остаётся лишь грамотно и с  должным вниманием относиться к тому, чему человек служит и куда направляет свои силы по роду деятельности или просто по призванию. Нельзя вкусить сочные плоды, если не поливать корни, невозможно построить дом, предварительно не залив фундамент, трудно представить себя на вершине, взбираясь по отвесной скале. @ Sport. ru обращает своё внимание к началу начал – детско-юношескому футболу, без должного внимания к которому сложно вырастить красивые ягоды, построить большой и уютный дом нашего футбола, взобраться на недосягаемые доселе высоты и вершины…

Начну с того, что внимание к детскому футболу появилось не вдруг и не из ниоткуда. До сих пор уверен, что дворовый футбол, где в своё удовольствие гоняет мяч ребятня, - самая честная, бескопромиссная, яркая, захватывающая и зрелищная составляющая большой и многогранной игры. Наверное, многие из вас, проходя мимо футбольной коробки во дворе, на десяток-другой минут останавливались и с интересом наблюдали за разворачивающимися баталиями. Опытный глаз сразу же выхватит из этой озорной ватаги пару-тройку местных "звёзд", которые выделяются на фоне других более искусным пасом,  дриблингом. Но попав на соревнования футбольных школ, таких ярких индивидуальностей, которые сразу же бросаются в глаза во дворе, получается  отыскать не сразу, если удаётся вообще. Почему? А вот это уже интересно…

В процессе подготовки к написанию этих строк ознакомился с рядом мнений, высказываний как известных тренеров и специалистов, так и с точкой зрения наставников, работающих в скромных футбольных школах разных уголков страны. Интересно было найти что-то общее во взглядах компетентных людей на детско-юношеский футбол и сопоставить их мнения со своим. Как по мне, то подобное – самый верный и короткий путь к истине.

"Практически все специалисты сходятся в одном – неправильной постановке самого процесса обучения и подготовки юных футболистов."

Не секрет, что в России сплошь и рядом есть футбольные школы, испытывающие острый недостаток качественных полей, самого необходимого инвентаря и местящихся в обветшавших помещениях. Но вместе с тем, бесспорно, существует целый ряд центров подготовки юных игроков, где техническая, технологическая и финансовая база на довольно высоком  уровне в общем и целом. В связи с этим возникает логичный вопрос: что происходит с теми "звёздочками" дворового футбола, когда они переходят на новый уровень совершенствования своего мастерства, придя в футбольную школу?

Практически все специалисты сходятся в одном – неправильной постановке самого процесса обучения и подготовки юных футболистов.  Дескать, от детской и юношеской команды нельзя требовать результат в ущерб развитию индивидуальных качеств. А ведь действительно, если вдуматься, то подобное суждение имеет  право на жизнь. Посмотрите, много ли отечественных игроков можно отнести к разряду футболистов, обладающих разносторонним техническим арсеналом? Скорее,  наши команды свои редкие победы добывают за счёт строгих командных действий, упорства, характера. Это может дать определённый положительный результат, но на корню загубить индивидуальность и самобытность юного футболиста.

Когда с младых ногтей тренерская философия строго ограничивает индивидуальные действия на поле, то молодой  игрок зачастую становится вещью в себе, угасает личность. Не стоит забывать, что кто-то способен раскрыться в 12-14 лет, а кто-то в 16, например.  Но ведь для этого необходима соответствующая среда, которая всё больше почему-то походит на среду выживания, а не развития. Интересно на сей счёт высказался известный в Санкт-Петербурге тренер, работающий с детьми, Игорь Сливка.  Он связал успехи отечественного футбола 60-х годов с той атмосферой дворового футбола, в которой росли Федотов и Бобров, Стрельцов и Шестернёв, Яшин и Нетто, спроецировав всё это на "организованный" футбол в  появившихся в 70-х – 80-х годах СДЮШОРах и спортинтернатах.

На взгляд Сливки, игра, ориентированная на результат в футбольных школах, полностью подавляет ростки и искорки таланта, которому была воля-вольная в футболе дворовом. Мнение довольно спорное, но почва для размышлений вполне твёрдая, не правда ли? Возможно, это и есть одна из причин, почему у нас футбольные "звёздочки" зажигаются скорее вопреки, нежели благодаря. В той же Голландии, где система подготовки молодых футболистов отлажена и работает как часы,  всё сводится к тому, что юные игроки должны получать удовольствие от игры, а тренер обязан предоставить всё, чтобы талант развивался в полной мере. Важно, что решение футбольных ситуаций у них отдаётся на откуп игроку, а не тренеру, Все технические и тактические навыки шлифуются только в игровых ситуациях.  Игровой метод – основа обучения.  Для иностранного специалиста настоящий культурный шок – орущий на детей тренер у бровки, что у нас в порядке вещей. В таком возрасте важно подсказать, подбодрить, а не ругать за ошибки. Взрослые ошибаются, так что о детях говорить.

Я не хочу сказать, что у нас тренеры не способны работать аналогичным образом, как это делают у них, но наша система выстроена так, что специалист вынужден выжимать из своей команды или группы подготовки именно результат, а не открывать таланты и дарования в юном игроке. Детскому наставнику платят деньги за места, награды и кубки, что в корне неправильно именно на этом этапе развития футбольного мастерства, когда необходимо прививать психологию, вкус футбола, а не загонять ребёнка в тесные рамки тактических схем.  И не вина тренеров в этом, а беда.

"Вместе с тем у нас существует некая подмена приоритетов, когда футболисты, только закончившие активную карьеру, не хотят работать с детьми."

Когда для того, чтобы получить более-менее приемлемое финансовое вознаграждение, они вынуждены набирать не одну группу, а несколько, разве можно в таких условиях уделить должное внимание каждому своему воспитаннику?  В таком случае подготовку талантов на конвейер не поставить. Да, детский тренер получает зачастую гроши, но положить оклад сразу и вдруг тысяч 60-90, например, тоже неправильно. Специалист должен быть заинтересован в результатах своего труда не сиюминутными победами здесь и сейчас, а обязан вести работу на перспективу развития клубной структуры. Подготовил игрока для основы – получи должное, подготовил двоих-троих – получи должное плюс бонус.  Другими словами, не только зарплаты молодых игроков должны быть прогрессивными, но и тренерские. Не за количество выигранных турниров на детском уровне надо платить, а за то, как специалист умеет работать на перспективу. Ведь главная задача детского тренера – подготовка резерва и воспитание игрока.  

Отсюда ведь берёт истоки и самое страшное зло – договорные матчи. Там, где результат ставится во главу угла, подобные вещи получают благодатную почву. Как-то детский тренер Андрей Коршунов рассказал, почему он не идёт работать в детские спортшколы: "В одной ДЮСШ мне прямо на пороге сказали: "Андрей, ты нам подходишь, но в новом сезоне необходимо "отдать" семь матчей". Я отвечаю: "Почему я должен что-то отдавать?" Ответ был такой: "Предыдущий тренер "задолжал". В другой ДЮСШ условием работы было "вернуть" девять игр… А я так не работаю." По-моему, это край той самой пропасти, на которой стоит отечественный футбол. А ведь стОит сменить приоритеты в работе, как мы сделаем первый шаг к тому, чтобы извлечь максимальную пользу на данном этапе футбольного созревания, оградим юных игроков от той заразы, которой мучается футбол.

Вместе с тем у нас существует некая подмена приоритетов, когда футболисты, только закончившие активную карьеру, не хотят работать с детьми. Тот же Андрей Канчельскис подался в главные тренеры во вторую лигу, мотивировав своё решение, что, мол, надо же с чего-то начинать. Да, с чего-то надо, но почему начинать нужно с середины, а не с самого начала?  Далеко не факт, что классный футболист обязательно станет хорошим тренером, перешагнув через ряд начальных ступенек. Опять обратимся к Нидерландам, где тот же Джованни ван Бронхорст, только что закончивший карьеру игрока, работает с одиннадцатилетками, Бергкамп учит азам футбола двенадцатилетних ребят, Рой Макай – 13 лет.  Работать в структуре своего клуба с детьми считается много престижнее, нежели быть главным тренером в командах средней руки.

Важную роль в подобном восприятии играет, несомненно,  и отношение самого клуба к своей детской школе, чему приходится  только завидовать. Боюсь, что с разговорами о смягчении лимита на легионеров мы к подобным вещам придём очень и очень нескоро. Выходит так, что из поколения Канчельскиса только Валерий Карпин сумел занять некую нишу в тренерском цехе, о чём, правда, пока тоже судить недосуг. А ведь есть ещё Добровольский, Шалимов, Онопко, Кирьяков, Мостовой, Юран, Колыванов… Последний, справедливости ради, выиграл чемпионат Европы с юниорской сборной, но это "золотое" поколение растворилось в общей серой массе, так и не заявив о себе во взрослом футболе в полный голос.  

"На общую идею и работать должны все, а не тянуть одеяло на себя."

Возможно, причиной тому отсутствие чёткой системы перехода футболистов из возраста в возраст, когда поколение теряется где-то на рубеже 19-ти лет, а возможно,  причина лежит в раздутых контрактах молодых игроков, получающих всё и сразу. Почему бы не обратить взор на ту же Японию, где для молодых игроков разработана и отлажена схема прогрессивных контрактов? Ещё Хиддинк говорил о необходимости создание чемпионата для 19-летних, а Фурсенко декларировал создание студенческой лиги, но в плане кардинальных шагов и действий – полный штиль.  А в турнир молодёжных составов команд РПЛ зачастую отправляют футболистов отбывать наказание или набирать игровую форму, хотя идея этого чемпионата заключается несколько в ином.

Да, нашумевшее "дело Босмана" больно ударило по клубным системам детско-юношеского футбола, отдав инициативу из рук клубов в руки футболистов, но искать выход из подобного положение нужно безотлагательно. Почему бы не лоббировать идею о сроке первого профессионального контракта, обязав молодого футболиста отыграть за воспитавший его клуб лет пять, например? На общую идею и работать должны все, а не тянуть одеяло на себя. Опять обращусь к Голландии, где среди школ есть негласное соглашение не переманивать друг у друга юных ребят, а у нас можно встреть случаи, когда одарённого парнишку заманивают комплектом красивой спортивной формы в более сытую школу. С 12-летнего возраста у них, если ты хочешь заполучить себе дарование,  принято платить.

Вот и выходит, что там работают каждый на себя, но для достижения одного результата – поднять уровень футбола в Голландии и подготовить классных игроков для национальной команды, а у нас - лишь отрывают куски послаще от общего пирога.  И пока  футбольные мужи не поймут, что все беды и зло в футболе: договорные матчи, коррупция, провалы на уровне национальных сборных, легионерский вопрос, исчезновение с футбольной карты "малых" клубов – всё это идёт с самых низов пирамиды, не видать нам никакого золота 2018-го, которое пока видится скорее слащавым, нежели сладким. Только со здоровыми корнями может вырасти стройная и крепкая крона, но мы упорно  предпочитаем  находить прелесть в опавших листьях.

Сергей Гавриленко. @ Sport. ru

Информация: Школа серфинга на Бали «Surf Discovery» предлагает Вашему вниманию один из самых молодых для России видов спорта – серфинг, популярность которого с каждым годом только растёт. Обучение производят опытные инструкторы, цель которых научить его не просто «вставать на доску», а разбираться в ситуации, которая происходит на волне.