В преддверии Чемпионата Европы главный тренер сборной Испании Висенте Дель Боске запретил своим игрокам выходить и оставлять сообщения в социальных сетях. @Sport.ru разбирается в современных способах контактов игроков в Интернете и заключает – это уже нечто большее, чем просто общение…

 

Увидев новость о запрете игрокам Испании выходить в социальные сети, каждый, кто активно пользуется Интернетом, понимал: речь идёт в большей степени о Twittere – ресурсе, где каждый пользователь может оставлять сообщения с ограничением в 140 знаков объёма, выкладывать фотографии и прочее. Игроки сборной Испании освоили эту систему не первыми из футболистов, но они могут похвастаться массовостью. Самые активные пользователи Twitterа – каталонцы Иньеста, Пике и Фабрегас. Регулярно общается с поклонниками и выкладывает новости о своем выздоровлении Давид Вилья. Карлес Пуйоль, также пропускающий Евро, оказался не чужд современной моде.

 

Так всё-таки – почему именно эта социальная сеть захватила умы игроков настолько, что тренеру приходится запрещать им выход туда. Раньше запрещали жён и поход в клубы, теперь – выход в Интернет. Сначала о популярности. Twitter очень прост в использовании. Ты просто регистрируешься, а дальше начинаешь писать любые вещи, от происходящего с тобой в настоящий момент, до каких-то глубоких философских мыслей. Наверняка, именно эта быстрота и доступность привлекают современных футболистов Европы, которые на удивление не прочь лишний раз пообщаться с поклонников.

 

Всего за какой-то год Twitter из обычной социальной сети стал, если позволите, самостоятельным СМИ. Подавляющее большинство публичных людей выкладывает туда информацию, которую позже превращают в новости. Уже примерно 30% новостей сейчас заканчиваются фразой "говорится в Twitterе". Именно там Азар объявил о том, что выбирает "Челси". Не на пресс-конференции с огромной толпой журналистов, а просто посредством мобильного телефона. И новость за секунды стала "топовой" во всём мире.

 

Больше того – у каждого ресурса, у большинства телепередач также есть свой аккаунт в данной сети, поскольку все понимают, что за этим довольно быстро наступает некое информационное будущее. Признаюсь честно – я узнаю из ленты Twitterа почти все нужные мне новости. Подписавшись на интересные каналы можно создать ту новостную картину, которая интересна именно тебе. Включая новости или открывая любой сайт, приходится невольно отсеивать лишнее.

 

"Уже примерно 30% новостей сейчас заканчиваются фразой "говорится в Twitterе"..."

 

Но так как любое СМИ не может без скандалов, то они регулярно вспыхивают на почве всё тех же цитат Twitterа. Райан Бабель был оштрафован за то, что выложил обработанную фотографию Ховарда Уэбба в форме "Юнайтед". Майкл Оуэн вступил в полемику с одним из журналистов, когда тот назвал Майкла слабым и посредственным игроком. Да о чём тут можно говорить, когда аккаунт Романа Широкова является едва ли не самым цитируемым в России. Общительный полузащитник регулярно готов высказать очередную фразу, которая взбудоражит общественность.

 

Наверное, такая публичность в какой-то степени должна даже пугать, ведь право на личное мнение никто не отменял, но и обратную сторону популярности в виде назойливости тоже. Любое неосторожное слово или фраза тут же становятся достоянием общественности, причём тут речь идёт не об одних лишь игроках. Регулярное цитирование одного из самых известных комментаторов страны – Георгия Черданцева – иногда тоже превышает все разумные пределы. Причём, фразы почти всегда получаются очень резонансными.

Вывод прост – социальные сети, как и любое СМИ, могут в той или иной степени формировать общественное мнение, но только в данном случае оно формируется в большей степени вокруг, собственно, источника данных новостей, привлекая к нему повышенное внимание. В случае футболистов, которым этого внимания не занимать, это вполне способно превратиться в проблему, особенно в период столь крупного турнира.

 

Возвращаясь к испанцам, легко можно просчитать логику Висенте дель Боске, запретившего все социальные сети до окончания турнира. Возрастной и немного консервативный наставник явно не в восторге от того, что его игроки занимают футболом на 100% своего внимания, оставляя долю на общение с болельщиками посредством мобильников. И с этой точки зрения Twitter мало чем отличается от запрета приезда подруг и жён игроков на базу во время турнира или же похода по каким-то увеселительным заведениям. Будь игроки "фурии рохи" хоть 10 раз профессионалами (а уж они точно таковым являются), дисциплина во время Евро должна быть превыше всего.

 

Между тем, сами игроки уже выступили с заявление отложить вето на социальные сети, поскольку это как-то противоречит их рекламным контрактам, а в 2010 пользованием Twitterом не помешало выиграть ЧМ. Определённая логика есть, но – ещё раз – дисциплина превыше всего. И она явно не должна включать в себя регулярные фотоотчёты из раздевалки и уведомления о "прекрасной погоде" перед важной игрой. Вполне возможно, что примеру дель Боске в ближайшее время последуют и все остальные тренеры, и тогда на время Евро явно уменьшится объём информации, получаемой из первых рук. Да, будет не так интересно. Но это вполне можно компенсировать великолепным футболом, а не чтением страниц в Интернете.

Пучков Павел, @Sport.ru