После десятого этапа Дакара Владимир Чагин рассказывает о возникших в пути проблемах, Фирдаус Кабиров говорит о сложностях трассы, дебютант ралли Артур Ардавичус признаётся, что до "КамАЗа" ездил только на фурах и только по асфальту, а креативный директор ралли "Шёлковый путь – серия Дакар" Булат Янборисов следит, чтобы гонщики ни в чём не нуждались.

 

11 января, Копьапо. Владимир Чагин деловит и сосредоточен. Коротко отдает указания механикам, тщательно осматривает автомобиль, советуется с коллегами. Свободного времени у пилота команды "КАМАЗ-мастер" практически нет, но всё же удаётся задать ему несколько вопросов о последнем чилийском этапе гонки Дакар. 

 

- Владимир, вчера Вы были пятым в абсолютном зачёте, а сегодня не так быстры. Что случилось?

 

- Пришлось заниматься заменой колеса. Притом странно, что прокол случился не на камнях, а в дюнах, в песке. В дюнах никогда мы колеса не меняли. Заменили переднее правое колесо. 10 минут потеряли. Затем проблема была – оборвало трубку пневмогидроусилителя сцепления. Сначала думали, что, что-то серьёзное. Я уже подумал, что нам грозит сход, очень понервничал - сцепления нет, кончилось. Вышли из машины, начали искать – шипит воздух, причина понятна, начали быстро делать. 4 минуты простояли. А  километров за 30 до финиша, пропало электричество, и не работала система накачки шин. Давление было  всего 2 атмосферы. Пришлось до финиша ехать медленно на низком давлении.

 

- Давайте сравним ситуацию в классе внедорожников, где есть Сайнс и Ал-Аттия у Фольксвагена, и ситуацию в грузовом зачёте, где есть два камазовца Чагин и Кабиров. Сайнс и Ал-Аттия соревнуются не на шутку, даже не осторожничают. А как у вас?  Может быть, было бы интереснее, если  бы между вами была бескомпромиссная борьба?

 

- У нас сейчас хорошая ситуация. Есть надежда, что три наши машины будут "призовыми". Сейчас нужно эту ситуацию сохранить. Конкуренция между первыми двумя экипажами, безусловно, есть, но она аккуратная и сдержанная.

 

- Нужен командный результат?

 

- Естественно. Важно, чтобы ни один из лидирующих экипажей не вылетел из первой тройки.

 

- Я вчера такое наблюдение сделал, сравнил после этапа Вашу резину и резину Фирдауса

Кабирова. Ваша - в клочья растрепана - понятно, что пятое место в абсолюте и 30 минут отрыва от ближайшего соперника легко не даются. А у Фирдауса Кабирова сравнительно не сильно повреждена. Не слишком ли Вы рискуете на трассе?

 

- Нет, я еду в своем стандартном темпе, в котором ездил всегда. Конечно, чем быстрее темп, тем больше износ шин. Пример Артура Ардавичуса - другая крайность. Молодец, очень аккуратно едет для дебюта, спокойно и у него меньше износ колес. Сейчас я держу  мой стандартный темп. А неудачи, которые преследуют, они никак этим не вызваны. Я всегда так ездил и, если буду соревноваться, то буду ездить именно так. Где-то раньше везло, но вот сейчас, похоже, догоняет (смеётся).

 

 

Фирдаус Кабиров: "В этом году трасса Дакара сложнее"

 

11 января, Копьапо.  На последнем чилийском бивуаке беседуем с Фирдаусом Кабировым, экипаж которого был первым на этапе Копьапо-Копьапо.

 

- Фирдаус, с каким настроением Вы покидаете Чили?

 

- С чувством глубокого удовлетворения от проделанной работы на чилийских этапах (улыбается). Основная часть гонки в этом году приходится наверно на Чили. Не знаю, что будет ещё впереди, нам предстоит проехать 3 этапа в Аргентине. Но по сравнению с первой аргентинской частью гонки чилийская часть была, конечно, решающей для многих участников. Потому-то собственно и осталось менее половины от стартовавших в Буэнос-Айресе участников. Все сходы происходили в основном на чилийской земле.  Если в предыдущие годы участники с таким важным видом говорили, что, мол, слабовата трасса Дакара по сравнению с африканским маршрутом, то, пожалуйста, в этом году организаторы сделали трассу посложнее. И пески, и каменистые пространства более сложные. Одно исключение – навигации было мало. Возможности поориентироваться в этом году нам ещё не предоставили ни разу. Посмотрим, как будет в Аргентине.

 

- Вообще-то основное ориентирование в песках наверно происходит, а песков-то впереди вроде бы и не осталось?

 

- Не совсем так, просто в песках много точек, а вот на больших открытых пространствах бывает мало точек и много перекрёстков. Чем меньше точек GPS, тем будет больше возможности заблудиться, уехать не туда. А в здешних песках точки довольно часто были расставлены, буквально через каждые 5 километров. Тут уже даже если спутаешь дорогу, на точку подрежешь и выйдешь на маршрут.

 

- Этап Антофагаста-Копьапо был одним из самых сложных. Многие участники приехали в лагерь только к утру. А Вам удается отдыхать между спецучастками? Высыпаетесь, как самочувствие?

 

- Ранний финиш, или финиш без опоздания естественно даёт отдохнуть. Учитывая, что нам самим техникой заниматься не приходится, силы у нас есть. Состав механиков достаточный, чтобы отремонтировать практически любую поломку. Сегодня, к примеру, приехали рано и даже успели суп приготовить и покушать.

 

 

Артур Ардавичус: "Ответственность с каждым днём возрастает"

 

Экипаж казахстанской команды "Астана" выступающий на автомобиле команды "КАМАЗ-мастер" продолжает удивлять поклонников автоспорта высокими для новичков результатами. Мотор и идейный вдохновитель команды – молодой и честолюбивый пилот Артур Ардавичус.

 

- Артур, какая программа-максимум и какая программа-минимум стояли перед вами. И как они менялись по ходу ралли Дакар?

 

- Задача была одна – мы в первый раз выехали на Дакар в составе грузовиков с легендарной командой "КАМАЗ-мастер", поэтому наша задача была просто доехать. По предварительным оценкам нашего состояния, нашего наката мы планировали быть где-то в 30-ке, и главная цель была просто финишировать. Благодаря нашему наставнику Семену Семеновичу Якубову и благодаря той теории, по которой мы идём – стараемся ехать стабильно, четко без поломок.

 

Ралли-рейды мы знаем давно. Мы знаем, что нужно ехать стабильно. Стараемся идти максимально без ошибок в навигации, в пилотировании, теряя даже при этом скорость, но делаем это осознанно. Повышая темп, мы входим в зону риска, где любая одна ошибка может свести на нет всё проделанное до сих пор. Очень много поставлено на карту, поэтому мы собрались воедино, сконцентрировались и каждая секунда во время гонки это максимальная концентрация внимания механика, штурмана и пилота.

 

Механик следит за системами, ежеминутно собирая все данные со всех датчиков какие есть и выносит резюме. Сообщает о перегреве какого-либо узла. Сразу в движении мы принимаем решение об изменении стиля пилотирования. С каждым днем становится сложнее и сложнее в моральном плане, потому, что ответственность возрастает. Мы просто стараемся этого не показывать. Очень обидно будет, если допустим ошибку ближе к финишу. Надеемся, что всё будет хорошо, и мы сделаем все для того, чтобы достойно финишировать и не подвести Семена Семеновича и команду "КАМАЗ-мастер".

 

- Артур, это первый такой серьёзный опыт выступления на грузовике? Сразу на Дакар и за рулем КАМАЗа? Или приходилось до этого управлять грузовым автомобилем на серьёзных соревнованиях?

 

- На ралли я никогда не ездил в категории Т4. Конечно, есть какой-то накат на грузовом автомобиле. Я водил фуры, но конечно это огромная разница ездить по асфальту и участвовать в ралли. У нас есть опыт в ралли-рейдах и теперь нам пришлось его применить в категории Т4. Конечно всё по-разному. Разная управляемость, разная масса и эта масса движется совсем иначе, нежели внедорожник.

 

Сесть на полтора метра выше, чем в обычном джипе, к тому же кабина без привычного носа. Страшно иногда. Этот 10-тонный автомобиль разгоняется и несётся быстрее, чем многие легковые автомобили, но затормозить его очень тяжело. Но те тренировки, которые я провел в Набережных Челнах, дали  основу пилотирования, а здесь я просто ее закрепляю.  Под руководством Семена Семеновича и Владимира Чагина мы ежедневно собираемся, для того, чтобы обсудить пилотирование. Как правило, это заканчивается тем, что Семен Семенович говорит: "Ребята, не рискуйте, сидите в той нише, где вы сидите и держите тот темп, который вы держите". Он говорит, у нас хороший ритм, чувствуется, что есть какая-то подготовка. Самое главное в этот момент - дисциплина. Мы стараемся слушать и, конечно, не можем подвести команду и наших спонсоров.

 

- Видно, что вы хорошие ученики. Расскажите немного о вашем экипаже.

 

- Наверно самый опытный автогонщик среди нас Денис Березовский. Он неоднократный чемпион Казахстана в классе ралли, в классе трофи и в классе квадроциклов. Вся жизнь его – это гонки.

 Я последние 12 лет тоже тесно связан с гонками. Также как Денис мы начинали с триала, с трофи, подошли вместе к ралли и в 2006, 2007 годах вышли на этапы Кубка мира. В 2008 году мы все-таки выиграли Кубок мира. Все в экипаже из автоспорта, никого случайного здесь нет. Жаннат – он мотогонщик. Ездит на спортбайке, к тому же он еще и боксёр.

 

- Многие россияне с интересом наблюдают за вашим выступлением. Много вопросов про команду "Астана" на сайте команды "КАМАЗ-мастер". Как с этим обстоит дело в Казахстане. Следят ли за вами казахстанцы, есть ли какая-то обратная связь с ними?

 

- К сожалению, мы очень мало общаемся с Казахстаном во время гонки. Здесь у нас нет возможности смотреть интернет, общаться в блогах с нашими болельщиками, но когда получается, мы созваниваемся. Знаем, что есть большая аудитория болельщиков, созданы специальные сайты, чаты, блоги. Люди общаются, хотят, чтобы мы вышли на связь, но у нас просто нет такой технической возможности. Знаем точно, что за нас болеют и переживают и надеемся не подвести наших болельщиков.

 

- До финиша еще несколько этапов, но уже на сегодняшний момент выступление казахстанцев  на Дакаре можно считать своеобразным прорывом. В Россию Дакар пришел в виде серии Дакар - ралли "Шёлковый путь". Будет ли ваше участие в Дакаре служить толчком к тому, что еще больше казахстанцев примут участие в ралли "Шелковый путь"?

 

- Ежегодно в ралли "Шелковый путь" участвуют казахстанцы и с каждым годом их число растёт. В прошлом году я сам участвовал, но только в составе команды "КАМАЗ-мастер". Я ехал на этом автомобиле как штурман, для того, чтобы его прочувствовать больше, понять со стороны как он управляется. До этого я участвовал в "Шёлковом пути" в категории Т1 и думаю, что если даже не получится заявиться на КАМАЗе, мы всё равно будем поддерживать "Шёлковый путь" и продолжать участвовать в нем. Это российское детище, команда "КАМАЗ-мастер" - наши друзья в нем участвуют, и мы обязательно будем рядом.

 

 

Опыт "Шёлкового пути" - Дакару.

 

12 января, Чилекито

 

Обеспечение работы бивуака ралли – организация питания, размещения, санитарии, координация прочих тыловых служб – весьма непростая задача. Организаторам Дакара решать её удается где-то лучше, где-то хуже. Если нареканий по работе столовой практически нет, то, к примеру, к работе душевых у участников Дакара большие претензии.

 

Сюда выстраиваются огромные очереди, вода – только холодная, а неторопливые латиносы не особо следят за чистотой в них. Как тут не вспомнить, просторные и чистые солдатские шатры ралли "Шёлковый путь". Баня в них образцовая. Вода есть и холодная и горячая, да притом с хорошим напором. А спасибо за это нужно сказать команде креативного директора ралли "Шёлковый путь – серия Дакар" Булата Янборисова.

 

Он, кстати говоря, следует вместе с Дакаром с самого Буэнос-Айреса. С супругой Натальей они приехали за тридевять земель, чтобы поддержать команду "КАМАЗ-мастер". Завидев их на бивуаке, спортсмены заранее радуются  – вечером будет вкусный ужин. К столу собираются не только камазовцы - отведать самые настоящие шедевры кулинарного искусства приходят практически все россияне, участвующие в ралли.

 

Не отстают от супругов Янборисовых и другие верные друзья "КАМАЗ-мастера" Алексей Якубов, Сергей Романцов и Андрей Теселкин. На днях сварили отличную уху, кроме того они никогда не упустят возможности доставить к столу экзотические фрукты, арбузы и дыни.

 

А вчера всех удивил штурман казахстанской команды "Астана" Жаннат Жалимбетов – в огромном казане для всей команды приготовил настоящий восточный плов.

 

Общаемся с Булатом Янборисовым:

 

- Булат Ахатович, какие интересные наблюдения Вы здесь сделали?

 

- Я приехал по приглашению компании организатора Дакара компании ASO посмотреть за опытом организации ралли. Удалось почерпнуть много интересного. Мы видим, что много полезных наработок "Шёлкового пути" используется и на большом Дакаре.

 

 

Пресс-атташе команды "КАМАЗ-мастер" Эрик Хайруллин из Чили