Подъём на холм, известный также как Хиллклаймб – один из самых старых и экстремальных видов мотоспорта, сопровождаемый громкой музыкой и по степени риска сравнимый с мотокроссом и мотофристайлом.

 

Сейчас уже сложно назвать родителей Хиллклаймба, равно также как и его место рождения. Предполагается, что первый подъем на гору на мотоцикле был осуществлён 31 января 1897 года во французском городе Ницца.

 

Соревнования по подъёму на холм проводятся по всему миру, только в некоторых странах они более популярны, а в других – менее, например, как в России.

 

Ежегодно в Европе под эгидой NHCA (Национальная Ассоциация Соревнований по Подъёму на Холм) проводится от двадцати пяти до тридцати соревнований.

 

Обычно протяжённость холма составляет 500 – 1000 метров, но иногда длина трека превышает даже 1500 метров, а угол наклона может составлять целых 80 градусов. Соревнования массовые, в них принимают участие порядка пятисот гонщиков.

 

Заезды проводятся в разных классах, в зависимости от рабочего объёма двигателя, уровня мастерства спортсмена, а также его возраста. Резина заднего колеса обязательно должна быть "зацепистой" (в случае если трасса представляет собой земляной склон).

 

Цель соревнований – достичь вершину холма. Подъём не засчитывается, если райдер пересекает финиш отпустив руль хотя бы одной рукой.

 

Вторым критерием является время. Хиллрайдеры стартуют дважды, однако в зачёт идёт только лучший результат.

 

Наибольшей популярностью "гонки по вертикали" пользуются в Америке. Именно сюда подтягиваются зрители со всего мира, чтобы посмотреть на зрелищные падения и борьбу с физикой.

 

В Европе трасса представляет собой асфальтированный холм, подняться на который не представляет особых усилий. Основным показателем является лишь время, за которое райдер проходит участок. В Штатах правила "игры" совсем иные. Хиллклаймберы проходят земляной склон. Не так часто участникам соревнований удаётся покорить вершину. Иной раз случается так, что  в соревновании никто не может преодолеть всю дистанцию от начала до конца. В этом случае победителем становится тот, кто дальше всех прошёл дистанцию.

 

Трасса подъёма обычно прямая. Именно здесь на старте хиллклаймберы максимально разгоняются для покорения вершины.

 

Что касается безопасности, то пилоты должны выходить на старт обязательно полностью экипировкванными. О безопасности зрителей тоже не забыли. На соревнованиях предусмотрено присутствие бригады спасателей, которые и крючьев стоят на самых опасных участках трассы и при помощи верёвок пытаются поймать летящий вниз мотоцикл.

 

Первый этап Чемпионата по "штурму горы" в Америке состоялся в 1918 году в городке Беллингс, штат Монтана. Считается, что именно здесь оборудована самая лучшая трасса, как по крутизне склона, так  по организации.

 

Одним из самых известных этапов по Хиллклаймбу в Америке является этап именуемый "Производство вдов".  Своё название он получил за опасные участки склона, которые приводят к неминуемым падениям и опасным для жизни травмам. О сложности заездов говорит тот факт, что ставки тотализатора приравнивались 20 к 1 в пользу того, что холм останется непреодолённым. Но не тут-то было: 17-летний американец Джейсон Смит сумел преодолеть-таки холм. Толпа была ошеломлена. До сих пор Смит остаётся единственным гонщиком, победившим холм "Производителя вдов".  Однако величайшим хиллклаймбером современности является  не Смит, а американец Трэвис Витлок. На его счету целых восемь чемпионских титулов.

 

В нашей стране соревнования по подъёму на холм проводятся как на машинах, так и на мотоциклах. Однако наши соревнования не носят статус чемпионата или кубка России. Хиллклаймб включают как ралли или в качестве одного из видов многоборья. В отличие от зарубежных соревнований наши райдеры выступают не на специально подготовленных мотоциклах, а на обычных кроссовых. Но от этого сиё действие не теряет своей зрелищности: всё тот же рёв мотора, падения и борьба с физикой.

 

Анастасия Прудникова, Sport.ru




Sport.ru