Это сейчас Дженсон Баттон чемпион мира 2009 года, но этот гонщик знает, что такое трудные времена. Речь не только о его взвинченном состоянии в последние несколько недель, и не о слабой "Хонде". Когда-то этот британец прошёл через неверие в собственные силы.

 

Возможно, вторая часть сезона сложилась для Дженсона Баттона не лучшим образом, но по мнению известного британского журналиста Джеймса Аллена, виртуозным выступлением на Гран При Бразилии британец подтвердил то, что он заслуживает место в элите Формулы 1.

 

Джеймс Аллен: "Стать чемпионом в такой фантастической гонке – дорогого стоит! Дженсон Баттон блестяще провёл этот Гран При и стал 31-м чемпионом Формулы 1. Америка за свою историю насчитывает больше президентов, нежели Формула 1 чемпионов – это элитарная группа гонщиков.

 

Бразилия в очередной раз подарила нам захватывающую и непредсказуемую гонку. И вновь титул завоевал гонщик, прибывший к финишу пятым. Всего год назад Льюис Хэмилтон финишировал точно так же.

 

Отдельно стоит отметить, что Дженсон Баттон смог прибыть к клетчатому флагу пятым не благодаря неудачам соперников – он вложил в эту гонку много собственных сил.

 

Заслуживает ли Баттон титула? Держу пари, заслуживает. Хотя всегда найдутся циники и критики, готовые подвергать бесчисленным сомнениям чужие достижения. Они могут вспомнить все те бесплодные сезоны, что Дженсон откатал в Формуле 1, а также указать на слабую вторую половину сезона, делая из всего этого вывод, что титул достался Баттону не по чести.

 

Однако Дженсон выиграл шесть гонок и попадал в очки на протяжении всего сезона. (Исключением стал лишь Гран При Бельгии, где Баттон попал в аварию на первом круге, - прим. ред.) И даже в тех гонках, где он боролся за небольшое количество очков, Баттон демонстрировал агрессивный стиль, смелые манёвры и никогда не давал забыть о своём гоночном голоде; у него есть тот самый "инстинкт убийцы".

 

В Бразилии выступление Баттона отличала академичность. Да, его главный соперник Рубенс Баррикелло откатился на восьмое место из-за прокола, но поскольку предсказать что-либо в этой гонке было невозможно, Дженсон должен был постоянно атаковать – и он не разочаровал.

 

Стартовав 14-м, к концу первого круга Дженсон шёл уже девятым, избежав стартового хаоса, который вынес из гонки Ярно Трулли, Адриана Сутила и Фернандо Алонсо. Баттон был заправлен на 30 кругов, что делало его весьма сильным конкурентом, но для того, чтобы быть уверенным в перспективах, ему нужно было обогнать группу дебютантов, идущую прямо перед ним.

 

Он легко расправился с Романом Грожаном и Казуки Накаджимой, а вот Камуи Кобаяси оказался крепким орешком. И именно японский дебютант был ключевым соперником для Баттона, поскольку они использовали идентичную стратегию (Камуи был заправлен даже на два круга больше). Таким образом, без обгона Баттону обойтись было нельзя.

 

Чем дольше Баттон находился за спиной Кобаяси, тем больше пользы это приносило Льюису Хэмилтону и Себастьяну Феттелю – у обоих был запланирован длинный первый отрезок, и оба делали всё возможное, чтобы в итоге опередить Дженсона.

 

Впрочем, Дженсон всё-таки осилил Кобаяси, а затем для верности обогнал и Себастьяна Буэми. Так британский пилот "Браун" занял позицию, которая приносила ему чемпионскую корону.

 

Рубенс Баррикелло, несмотря на хороший старт, не смог оторваться от Марка Уэббера, и во время первой волны дозаправок австралиец вышел вперёд. Рубенсу также не повезло в том, что, покинув боксы, он попал в плотный трафик и оказался вовлечён в борьбу с Себастьяном Феттелем и Льюисом Хэмилтоном. На этом Баррикелло потерял так много времени, что Роберт Кубица отнял у бразильца второе место.

 

Уэббер уверенно шёл первым, за ним на расстоянии пяти секунд ехал Роберт Кубица, а Баррикелло в заключительной стадии схлестнулся с Льюисом Хэмилтоном – позже в одном из колес на его "Браун" возник прокол.

 

Благодаря третьему месту Хэмилтона, "МакЛарен" удалось обогнать "Феррари" в Кубке Конструкторов на одно очко.

 

Этот сезон удачно сложился для Льюиса. Он должен был выкладываться до последней капли, чтобы добиваться результата. Он допустил несколько серьёзных ошибок, наподобие лжи стюардам в Мельбурне, однако он справился с ситуацией и показал, что умеет бороться за победы, подиумы и поул-позиции.

 

В следующем году он обязательно вернётся в сражение за титул. Возможно, его главными соперниками станут Баттон, Феттель, Фернандо Алонсо и Фелипе Масса.

 

"Ему не хватало только автомобиля, который позволил бы реализоваться"

 

Что касается нынешнего чемпиона, то после финиша Дженсон Баттон здорово посадил голос, празднуя победу и раздавая бесконечные интервью. По его словам, Гран При Бразилии стал лучшим в его карьере на данный момент: "Это была лучшая гонка, которую я провёл в своей жизни. Я чувствую это на эмоциональном уровне, и также потому, что я чётко знал, что необходимо делать – я сделал всё, что нужно, и стал чемпионом мира", - говорил британец после финиша. "Я собираюсь насладиться этим моментом по полной. Люди, находящиеся рядом, оказали мне огромную поддержку. Возможно, раньше я говорил, что не испытываю сильного волнения, но делал это только для того, чтобы сохранить лицо. Признание в том, что у тебя стресс или что ты волнуешься, покажет всем твою слабость. Но сейчас я могу сказать, что последние несколько месяцев выдались очень трудными, и я очень нуждался в поддержке, особенно со стороны команды. Да, я не выиграл гонку, но я сделал всё, что мог, и чувствую себя победителем. Я чемпион мира, и я не перестану повторять это!".

 

Баттон отметил, что последние гонки не в последнюю очередь были осложнены слабыми выступлениями в квалификациях: "На последних Гран При мне никак не удавалось показать высокий результат в квалификации. Не знаю, в чём здесь проблема, но мы должны разобраться к следующей гонке, потому что я не хочу быть побеждённым чемпионом мира. Возможно, это как-то связано с сильным стрессом, но возможно нам чего-то не хватает".

 

Интересно, сумеет ли справиться с ситуацией Дженсон, ведь Рубенс Баррикелло на идентичном автомобиле добивался куда большего. На фоне того, что Росс Браун похвалил Дженсона за прекрасную работу, от самого Баттона было интересно услышать признание, что прессинг мог негативно сказаться на нём. Накануне Монцы Дженсон определённо был очень нервным, и, несмотря на то, что подиум чуть успокоил его, квалификации он по-прежнему проводил не лучшим образом, обрекая себя на двойной труд в гонках. Так и в Бразилии после квалификации он вновь оказался в затруднительном положении. Однако на то это и Бразилия, чтобы здесь либо пошёл дождь, либо понадобился сейфти-кар. Машина безопасности помогла Баттону.

 

Триумфатор Бразилии Марк Уэббер поделился тем, как Баттон выглядел для соперников последнее время: "Думаю, теперь он сможет выспаться – последнее время он был невероятно нервным. Последние несколько недель он держался как мог. Теперь он будет крепче спать".

 

Дженсон признал, что в его карьере были моменты, когда он думал, что никогда не станет чемпионом. В частности, так произошло в его второй сезон в Формуле 1, когда он гонялся за "Бенеттон". По иронии судьбы, в 2002 году Баттон страдал в команде Флавио Бриаторе почти так же, как и совсем недавно Нельсиньо Пике. После трудного сезона молодой гонщик был уволен. Дэвид Ричард подобрал Дженсона в "БАР" – предположительно вопреки советам Берни Экклстоуна – с этого началось сотрудничество, в котором были взлёты и падения, но которое в итоге привело к сегодняшнему триумфу. Вереница подиумов в 2004 году и первая победа в сезоне-2006 укрепили веру Баттона в то, что у него есть всё для победы в Формуле 1. Ему не хватало только автомобиля, который позволил бы реализоваться. Такой автомобиль Дженсон получил в этом, 2009, году.

 

"Полагаю, мой второй сезон в Формуле 1 был самым жестоким", - делится Баттон. "После дебютного сезона, он не принёс никакого удовольствия. В "Уильямс" было здорово и были результаты, но я на самом деле недостаточно выкладывался. В основном по причине неопытности; я был слишком молод для того, чтобы гоняться. Второй и третий сезон выдался очень трудным, особенно второй. Тогда я понял, что для того, чтобы выигрывать гонки, недостаточно просто иметь скорость. Ты должен развиваться во многих направлениях, а Формула 1 должна быть твоей жизнью. Это был самый трудный сезон".

 

Перевод: Татьяна Монтоя, Sport.ru

Материалы по теме:

За веру и верность!

 

Есть титул! И не отнимешь     

 

Sport.ru