Несмотря на то, что Россия подписала договор с Берни Экклстоуном о проведении в Сочи одного из этапов чемпионата мира, Россия рискует остаться без этого яркого зрелища, или, точнее будет сказать, может увидеть не совсем то, на что рассчитывает, если командам вместе с главными спонсорами в ближайшие полтора года не договорится с руководством Формулы о более благоприятных для себя условиях. В самых острых проблемах попытался разобраться @Sport.ru.

 

Когда этим летом главные спонсоры Формулы-1 объединились для борьбы за собственные права, борьбы с произволом руководства королевских гонок, которое в угоду обогащения личного кармана до неприличия расширяет географию Гран-при, многим это объединение не показалось серьёзным и страшным. Или же серьёзным, но не настолько, чтобы всерьез забеспокоиться о будущем Ф-1. Да, есть проблемы, думалось, но где их нет, сядут за стол переговоров, всё обсудят, всё решат, на том и разойдутся. В принципе, так и вышло. Пошумели и успокоились, так ничего по существу и не решив. Что ж, Берни Экклстоун и Ко отпраздновали свою очередную маленькую победу, одна к одной, которые, уже годами складываются громадный успех Ф-1, как сверхуспешной бизнес-структуры и как одно из наиболее популярных спортивных соревнований в мире.

 

Ясно дело, что нам в Росси выгодней быть на стороне Экклстоуна, чья бизнес-идея позволила привести один из этапов чемпионата в Сочи, а затем, возможно, и в Москву. Но, с другой стороны, чудовищно непоследовательная позиция по отношению к командам и наплевательское отношение к главным донорам команд, честно сказать, напрягает. Ладно, зов "дойных коров" умерить прыть и дать "покушать" Экклстоуном был проигнорирован, а что будет, если в жёсткую позицию встанут сами команды, которых тоже многое что не устраивает? Например, никому не нравится столь плотный график, который будет лишь уплотняться, не нравятся Гран-при в богом забытых местах, на нравятся постоянно меняющиеся правила и трактовка уже существующих через призму к кому они применяются... В общем, много чего не нравится, и делать что-то с этим рано или поздно придётся.

 

"В 2012-м истекает срок договорённостей и если Ф-1 не пойдёт командам на серьёзные уступки, те оставляют за собой право выйти из чемпионата…"

 

Скажете, что это пустяк? Возможно и так, дальше разговоров дело не пойдёт. Но когда о своём недовольстве и возможности создания альтернативной Ф-1 собственной серии гонок говорят в такой богатой и влиятельной команде как Феррари, волей неволей задумаешься - всё ли так тихо и спокойно, всё ли так хорошо, как кажется на первый взгляд и так стабильно, что не стоит волноваться о завтрашнем дне? Того и гляди Сочи так и не дождутся на своей трассе лучших из лучших. Всё дело в том, что как раз в 2012-м истекает срок договорённостей и если Ф-1 не пойдёт командам на серьёзные уступки, те оставляют за собой право выйти из чемпионата и организовать собственный.

 

"В конце концов, мы проживём и без названия "Фрмула-1", - смело заявляет Лука ди Монтедземоло, президент и председатель совета директоров Ferrari. - Сейчас мы находимся на серьёзном распутье. Формула в наших сердцах и умах, но мы не хотим жить в тюрьме под названием "Формула". Я очень уважаю Берни Экклстоуна, за его плечами огромный опыт, но, хотелось бы, чтобы Формулой руководили люди, которым мы доверяем. Найти нового промоутера - не проблема. Мой сын может за меньшую цену, чем стоят два билета на Гран-при Монцы, объехать вокруг света. Это хорошо, когда открываются новые трассы и география соревнования расширяется. Но не стоит забывать об истинном наследии Формулы и сохранить такие этапы как Сузуки, Сан-Паулу, Сильвертсоун и Спа. Это наша история, наши традиции".

 

"Феррари вынуждена была согласиться с Ф-1 на четырёхцилиндровый двигатель объёмом 1,6 литров, чтобы не накалять обстановку…"

 

Будущее гонок в Монце и Спа, стоит отметить, действительно под серьёзным вопросом. И это победоносное шествие на Восток не может настораживать, когда оно совершается в ущерб уже существующим Гран-при. На сегодняшний день в чемпионате 20 этапов - идеальное количество, по мнению многих, но при этом Ф-1 заключает соглашения на проведение всё новых и новых гонок. Сейчас в мире идёт строительство сразу нескольких трасс, способных уже в самое ближайшее время принять один из этапов. Ещё несколько подобных трасс существует в проекте. И это все делается благодаря гласному или негласному одобрению Экклстоуна, что грозит, например, той же Монце отказаться от своего Гран-при, ради более экономически привлекательного этапа в Риме. Так же из коммерческих соображений может пострадать и бельгийский этап. В этом году на гонке в Спа собралось всего чуть более 50 тысяч зрителей, что абсолютно не устраивает организаторов, которые с таким показателем посещаемости не могут выйти в плюс.

 

Но не только этим недовольны команды, но и теми техническими новинками, которые ежегодно принимаются. Формула каждый год меняют правила и ставит новые условия игры, не давая возможность работать в спокойном режиме, строить долгоиграющую стратегию развития, да и просто быть уверенным в том, что над чем ты сейчас трудишься, завтра не придётся выбросить на свалку. Другими словами, команды хотят быть уверенными, что миллионы, которые тратятся на разработку технических новинок сейчас, не окажутся в итоге напрасной тратой. "Я вынужден был согласиться с Ф-1 на четырёхцилиндровый двигатель объёмом 1,6 литров лишь потому, что не хочу накалять обстановку, - продолжает ди Монтедземоло. - Я согласен, что расходы необходимо сократить, но такой кардинальный путь не очень хорош. Дело всё в том, что Формула-1 всегда славилась инновациями, новыми технологиями, а сделать из дешёвого материала качественный продукт просто невозможно". Вот такая непростая ситуация назрела в мире королевских гонок и нам лишь остаётся гадать, что доедет и доедет ли хоть что-то от Формулы до Сочи.

 

Александр Нешта.  @Sport.ru

Sport.ru