В каждом виде спорта, в каждом соревновании есть люди, который исполняют роль своеобразных краеугольных камней, без которых система если и не рухнет, то не будет целостной. Они никогда не требуют многого, всегда преданно выполняют свою работу и не распускают сопли, если что-то идет не так. Но в Формуле 1 “истинных воинов” с каждым годом остается все меньше.

 

Один из таких бойцов – Марк Уэббер. Вплоть до минувшего сезона австралийца воспринимали как угодно, но только не в качестве претендента на чемпионство. А зря, надо сказать. Немногие гонщики умудряются финишировать в пятёрке уже на своём дебютном этапе, выступая не на потенциально чемпионской машине, а на подлинном “грузовике”. Именно так и можно было охарактеризовать болид Минарди девятилетней давности. Уэббер, пожалуй, один из немногих действующих пилотов, не особо склонных к откровенно авантюрным решениям. Это оказывается существенным минусом, когда судьба гонки зависит исключительно от человека за рулем болида. Но на фоне молодого и горячего Феттеля, неоднократно терявшего очки из-за собственного эгоизма и неопытности, сдержанность Марка кажется неоценимым качеством.

 

Как и всех “чернорабочих”, австралийца частенько преследовали неудачи. Особняком здесь стоит сезон-2006, когда Уэббер в качестве второго пилота Уильямса закончил в боксах одиннадцать из восемнадцати гонок, набрав всего семь очков. Часто техника подводила Марка в решающий момент при обгоне прямого конкурента или, наоборот, на ровном месте вплоть до выезда с пит-лейн. Надо сказать, это весьма подпортило репутацию беззаветного трудяги, который предыдущие три года за рулем Ягуара и БМВ пополнял копилку команд очками пускай и понемногу, но стабильно. На австралийце уже почти поставили крест, но жаждущий прогресса Ред Булл просто не мог не обратить внимание на пилота, списанного лично Фрэнком Уильямсом.

 

“Действительно злого Уэббера за десяток лет в Королевских автогонках видеть доводилось лишь дважды”

 

Уже тогда многие отмечали исключительную человечность Марка. Пока большинство его коллег открещивалось от благотворительности или предпочитало анонимно подбрасывать нуждающимся копейки, он часто оказывался в центре внимания именно благодаря своей щедрости. Еще будучи пилотом Минарди, Уэббер организовал на родине, в Тасмании благотворительную гонку Mark Webber Pure Tasmania Challenge. “Это прежде всего шанс для молодых ребят приобщиться к миру больших гонок. Я сам еще вчера был новичком в Формуле и понимаю, каково это, когда сбывается твоя мечта просто посидеть за рулем настоящего болида”, - никто и не ожидал услышать от человека с большим сердцем чего-то другого. Последние два года гонка не проводилась не столько из-за финансовых, сколько из-за организационных проблем, но недавно сам Марк заверил, что в 2011-м она будет возобновлена. На нужды страждущих уйдет и большая часть прибыли, полученной от продажи вышедшей в ноябре автобиографии "Mark Webber, Up Front. 2010 - A Season to Remember", где гонщик со свойственной сдержанностью повествует не только о событиях минувшего сезона, но и о других вехах своей карьеры, тщательно избегая острых углов и противоречий.

 

Хотя, с другой стороны, откуда взяться этим самым противоречиям?  По сути, действительно злого Уэббера за десяток лет в Королевских автогонках видеть доводилось лишь дважды – после приснопамятного скандала в Турции и на прошлогоднем Гран-при Великобритании. В первом случае никакого конфликта могло и не быть, но Хельмут Марко, который, похоже, только тем и занимается, что холит и лелеет небезупречную репутацию Феттеля, в многочисленных интервью выставил австралийца негодяем и эгоистом. Мол, опытный гонщик всегда должен помогать более молодому партнеру, а не ставить палки в колеса. Какой-нибудь горячий парень за такие речи уже попытался бы превселюдно пересчитать хамовитому острослову зубы или как минимум вылить галлон отборной грязи в ответ, но Уэббер лишь изобразил искреннее недовольство и заявил, что-то вроде “сидели бы вы, дедушка, да помалкивали с вашими скромными гоночными достижениями”. Устаканилось все лишь после вмешательства Кристиана Хорнера.

 

“Даже в тридцать пять Марку еще есть что доказывать и чего добиваться”

 

Ситуацию в Сильверстоуне пресса уже успела хорошо посмаковать, но за кадром остался один существенный момент – мягко говоря, не самая адекватная реакция того же Марко. Престарелому австрийцу было невдомек, как пилот, выигравший гонку на шикарном болиде, мог набраться наглости и после триумфа не хвалить, а критиковать руководство команды. Вот только герр Хельмут кое-что позабыл: Марк вышел на старт со старым, немодифицированным передним антикрылом, ведь новое отдали исчерпавшему свой лимит замен элементов Феттелю. Снова вынужденный заглаживать противоречия Хорнер, отдуваясь перед прессой, заявил, что определюящий фактор у этого решения был один – Себ стоял выше партнера по команде в табеле  о рангах. Но недоброжелатели, число которых расло пропорционально числу фанатов и поклонников, злобно насмехались: Феттель, которому путь к победе расчищали всем миром, проколол по собственной глупости покрышку и не попал даже на подиум, а Уэббер под звуки австралийского гимна поливал шампанским Хэмилтона и Росберга. Сгладить противоречия удалось еще оперативнее, чем в Турции, и больше ничего подобного не случалось. Видимо, Хорнер и Маттешиц попросили Марко ограничить поток язвительных выражений и угомониться.

 

Сейчас на дворе март, и все идет как прежде. Пока новоявленный чемпион забавляется в интервью психологическими атаками на конкурентов в духе “я герой, а вы никто”, номинально второй пилот Красных Быков молча работает. Даже в тридцать пять Марку еще есть что доказывать и чего добиваться. Ведь будет несправедливо, если такой пилот останется по окончании карьеры без чемпионства.

 

Иван Манчев, @Sport.ru

Sport.ru