Борьба за второе место - это, пожалуй, единственное, что осталось интересного из разборок на самом верху, и борьба эта вступает в решающую стадию тут, на 10-м этапе чемпионата мира в Германии. @Sport.ru рассказывает о истории, героях и далеко не самых приятных моментах одного из самых старых этапов Формулы – Гран-при Германии.

 

Уже завтра в немецком Нюрбурге стартует практика десятого по счёту этапа чемпионата мира-2011 и третьего подряд из череды европейских в этом сезоне. Гран-при Германии, несмотря на свою давнюю и славную историю, которая позволяет быть ему в числе самых традиционных этапов чемпионата Формулы-1, не лишён многих проблем, с которыми сталкиваются и другие куда более молодые Гран-при. И проблема эта - деньги. Начиная с 2007-го года Гран-при поочерёдно проводится на трассах Нюрбурга и Хоккенхайма. Казалось бы, какие могут быть сложности для Германии, где автоспорт развит на хорошем уровне и чья экономика является сильнейшей в мире? Но, видимо, экономический кризис сильно ударил и по Германии, в особенности по её небольшим городкам, вроде Хоккенхайма, власти которого чуть было не отказались финансировать этап. Местный автодром, к слову, принадлежит им на 94%.

 

Это было бы удивительным, если бы мы не знали о трудностях финансового характера, с которым сталкиваются другие автодромы. И если это касается таких молодых Гран-при, как Турции, то тут всё можно понять. Для поднятия собственного реноме и удовлетворения амбиций, Стамбул пустился во все тяжкие и договорился с Берни Экклстоуном на проведение одного из этапов. Состоялось торжественное подписание договора, но праздник на этом завершился, и начались суровые будни. Каждое Гран-при Ф-1 требует серьёзных финансовых вливаний и ни одно из них практически не окупается. Точнее сказать, ни один из автодромов, принимающих этапы чемпионата, не окупает свои затраты за счёт одной лишь гонки.

 

"Таким образом, в сложившейся ситуации и образованным ценам на проведение этапа Экклстоуном, выживать Хоккенхайму, Нюрбергу или Спа (в меньшей степени) крайне сложно. Но и говорить, что Берни превратил Ф-1 в рекламный рынок или дорогую игрушку для "неформуличных" держав, как то Малайзия, Бахрейн, Турция, Китай или даже Россия, я тоже не стал бы…"

 

Проведение этапа Ф-1 это не бизнес одного дня, это долгосрочные инвестиции, которые затем работают на протяжении целого года. Это, если хотите, дорогостоящая, но очень крутая реклама. И если это Мельбурн, к примеру, который тоже терпит убытки от проведения этапа, но выигрывает затем на протяжении года в виде различных бонусов, это одно. Но как быть маленькому Хоккенхайму? Городку не привлечь серьёзные инвестиции, не обзавестись большим количеством туристов, а потому и выжимать из гонки им приходится по максимуму. Но подобная стратегия ведения бизнеса не интересна, а для многих организаторов проведение Гран-при является бизнесом. По крайне мере они на это рассчитывают.

 

Таким образом, в сложившейся ситуации и образованным ценам на проведение этапа Экклстоуном, выживать Хоккенхайму, Нюрбергу или Спа (в меньшей степени) крайне сложно. Но и говорить, что Берни превратил Ф-1 в рекламный рынок или дорогую игрушку для "неформуличных" держав, как то Малайзия, Бахрейн, Турция, Китай или даже Россия, я тоже не стал бы. Да, Экклстоун крайне жёсткий в отстаивании своей позиции и ни на какие уступки практически никому не идёт. Напротив, поняв, что поблажек не будет, сами организаторы этапов вынуждены идти на попятную, как это было в случае с Мельбурном, который под страхом выхода Австралии из чемпионата хотел надавить на Берни и выбить из него финансовые послабления. К тому же сам Экклстоун тонко понимает, где действительно тяжко, а где всего лишь недовольное бурчание без повода. Так было с английским Сильверстоуном, который тоже бухтел, но в итоге согласился на условия Ф-1 и теперь Великобритания имеет один из луших автодромов в мире.

 

Марк Уэббер: "Мне нравится выступать на "Нюрбургринге", здесь я выиграл свою первую гонку в 2009-м году, поэтому для меня это особенное место. Всегда хочется сюда вернуться. Хотя не так давно я был здесь, провёл несколько часов, катаясь по одной из лучших трасс мира".

 

"В городе резонно решили, что ежегодные убытки в виде 5-6 миллионов евро - не  такие уж большие деньги для земли Баден-Вюртемберг, известную своей экономической мощью на весь свет (автогиганты "Мерседес", "Порше", производители "Бош", "Ай-Би-Эм" и прочие) и обратились за помощью к региональным властям. Те обещали помочь…"

 

Не знаю всю подноготную переговоров Хоккенхайма с боссами Ф-1, и были ли они вообще, но в итоге местные власти (в который уже раз) дали заднюю. Скорее всего, в городе резонно решили, что ежегодные убытки в виде 5-6 миллионов евро - не  такие уж большие деньги для земли Баден-Вюртемберг, известную своей экономической мощью на весь свет (автогиганты "Мерседес", "Порше", производители "Бош", "Ай-Би-Эм" и прочие) и обратились за помощью к региональным властям. Те обещали помочь (и то верно, негоже такому краю лишаться этапа Ф-1). Ну, а имея столь солидный тыл, Хоккенхайм не задумываясь, подписал договор с Экклстоуном на поочерёдное с Нюрбургом проведение Гран-при Германии (без перерыва, начиная с сезона 1999 и заканчивая чемпионатом 2007-го года). В этом году Этап состоится в Нюрбурге.

 

Несмотря на то, что гоночная трасса Нюрнбургирнг более старая, чем в Хоккенхайме, построена ещё в 1927-м году и помнит ещё победы выдающегося немецкого гонщика Рудольфа Караччиола, Хоккенхаймринг более известный и привычный для нас автодром. Всё дело в том, что начиная с 1977-го и по 2007-й, когда было принято решение проводить этап совместно с Хоккенхаймом, на трассе в Нюрбурге лишь однажды проводился Гран-при Германии (1985-й, победа досталась итальянцу Микеле Альборето на "Феррари"). Лишь с приходом 21-го века Нюрбургринг стал боле-менее регулярно использоваться Формулой, но для проведения на нём Гран-при Европы.

 

Себастьян Феттель: "Нюрбургринг" - очень красивая трасса, на ней есть спуски и подъёмы. Есть много быстрых поворотов. Здесь очень интересно гоняться. Гонки в горах Эйфель - особенные, потому что погода может здесь измениться в любой момент. Новый "Нюрбургринг" -  одна из самых лучших современных трасс. Здесь в пабах даже шницели являются легендарными".

 

"Если брать всю историю автодрома, то можно выделить сразу несколько героев гонки, и первым из них, вне всякого сомнения, будет пятикратный победитель Гран-при Рудольф Караччиола, который пришёл в "Мерседес" продавцом, а стал одним из величайших его гонщиков…"

 

Так что, говоря про  Нюрбургринг, можно говорить об одной трассе, как о трёх разных. О той, что принимала Гран-при Европы, той, которая теперь вернулась в лоно Гран-при Германии, и той, что существует с 1927-го года вне зависимости от того, какой Гран-при на ней проводился (в сезонах 1997 и 1998 тут проходило Гран-при Люксембурга). Если брать всю историю автодрома, то можно выделить сразу несколько героев гонки, и первым из них, вне всякого сомнения, будет пятикратный победитель Гран-при Рудольф Караччиола, который пришёл в "Мерседес" продавцом, а стал одним из величайших его гонщиков.

 

Первым же большим победителем гонки во времена Ф-1 стал аргентинец Хуан Манужль Фанхио, трижды подряд поднимавшийся на высшую ступень пьедестала (1954, 1956, 1957 - в 1955-м гонка не проводилась), причём сделал это на трёх разных машинах ("Мерседес", "Феррари" и, "Мазерати"). Пять раз удавалось выиграть заезд Михаэлю Шумахеру, а последним триумфатором Нюрбергринга стал Марк Уэббер. А вот предпоследнюю гонку, проводившуюся в рамках Гран-при Европы, выиграл Фернандо Алонсо, который стал победителем предыдущего этапа этого сезона и который, не сомневаюсь, попытается сделать всё возможное, чтобы победить и на этот раз. Борьба за второе место - это, пожалуй, единственное, что осталось интересного из разборок на самом верху, и борьба эта вступает в решающую стадию тут, на 10-м этапе чемпионата мира в Германии.

 

Льюис Хэмилтон: "Нюрбургринг" – отличная трасса, она немного старше других автодромов, на которых мы сейчас выступаем, но и ощущения здесь другие: трек быстрый и плавный. Автодром расположен в необычном месте – в лесах Германии. Кажется, что здесь болельщики живут и дышат Формулой. На этом Гран-при всегда праздничная атмосфера".

 

Александр Нешта. @Sport.ru

Sport.ru