Формульная общественность была взбудоражена известием о том, что в случае принятия правил чемпионата мира на 2010-й год в том виде, в котором их в ультимативной форме стремится продвинуть ФИА, Формулу 1 покинет “Феррари”, а спустя всего день примерно с таким же официальным заявлением выступило и “Рено”.

 

Если всё происходящее сейчас в мире “Большого цирка” – всего лишь игра крупными фигурами, то обе стороны всерьёз рискуют просчитаться. Знаете, есть такие вещи в жизни, которыми не шутят и не шантажируют ни при каких обстоятельствах, некая грань, перешагнув которую, рискуешь лишиться возможности сделать шаг назад. Не думаю, что ФИА и ряд команд, черту уже миновали, но к этому мало-помалу идёт.

 

Когда летом 2008 команды, принимавшие участие в чемпионате мира, обуреваемые разногласиями, всё же объединились в единую Ассоциацию ФОТА, это, казалось, невероятным. Ещё более удивил тот факт, что в рамках этой организации они на самом деле смогли действовать сообща, в частности внести ряд предложений по снижению расходов в “Королевском автоспорте” и сразу же вступили в диалог с ФИА.

 

“Если всё происходящее сейчас в мире “Большого цирка” – всего лишь игра крупными фигурами, то обе стороны всерьёз рискуют просчитаться”

 

Последние были не прочь подискутировать, но до той поры пока в принципиальных вопросах не обнаружились противоречия позиций. Сначала у Макса Мосли и Ко не прошла идея со стандартными моторами, потом перед самым началом сезона сорвалась задумка Берни Эклстоуна с введением медальной системы (а затем просто системы, в результате которой победителем чемпионата признают пилота, одержавшего наибольшее количество побед в сезоне). ФОТА быстро набрала вес и не позволила игнорировать своё мнение. И тогда ФИА решила прижать молодую ассоциацию к ногтю диктаторским способом: действовать не спрашивая.

 

Мотивы у такого решения следующие: Формула 1 в силу ряда объективных причин должна измениться. Во-первых, нужно установить жёсткий лимит бюджета с целью привлечения в “Королевский класс” новых команд и максимально избежать лишних затрат. Во-вторых, Формула 1 – двигатель технического прогресса, а потому, несмотря на ограничение финансовых потоков, обязана внедрять разнообразные новинки, как, например, в этом году было с системой рекуперации кинетической энергии (KERS). В-третьих, на всё про всё у команд есть полгода, чтобы пересмотреть свои затраты и вычеркнуть из списка “ненужные”. В-четвёртых, (и это-то, пожалуй, главное) изменения должны вступить в силу независимо от того согласится ФОТА или нет.

 

Бюджеты с точки зрения ФИА не должны превышать 40 миллионов фунтов стерлингов в год. По словам технического советника Международной автомобильной федерации Тони Парнелла эта сумма была выведена с учётом анализа ситуаций в других мировых сериях и по минимуму составила 30 миллионов фунтов, но, держа в уме инновации технологий и доводку машины по ходу сезона, к ним были приплюсованы ещё десять миллионов. Вот такая арифметика.

 

Для тех же команд, которые не хотят мириться с сокращением расходов в несколько раз, предусмотрен резервный вариант, согласно которому деньги-то тратить можно, особо не зажимаясь, но при этом для них будет действовать технический регламент прошлого сезона и все нововведения текущего пройдут стороной. То есть, по сути, ФИА предлагает ввести две версии регламента. Фактически два разных класса внутри единой Формулы 1, что называют мерой временной и переходной, но обязательной.

 

“Бюджеты с точки зрения ФИА не должны превышать 40 миллионов фунтов стерлингов в год”

 

Естественно с таким видением ситуации в корне не согласны такие команды как “Тойота”, “Феррари”, “Ред Булл” / ”Торо Россо”, “Рено”. Мягко говоря, не в восторге от происходящего в “Макларене”, но команде из Уокинга сейчас после всех связанных с “серебряными стрелами” скандальных историй оппозиционировать ФИА не резон. И даже Фрэнк Уильямс высказался в том духе, что регламент должен быть единым для всех.

 

Некоторые “конюшни” не ограничились хаотичной критикой. “Тойота” и “Ред Булл” устно выразили своё несогласие подавать заявку на участие в следующем сезоне, если правила не будут изменены, тогда как “Феррари” и “Рено” вовсе выступили с официальными письменными заявлениями на этот счёт. Вот тут-то мы и подобрались к той самой черте, которую ни в коем случае нельзя перешагивать, но к которой уже совсем близко подошли ФИА и участники чемпионата, а прежде всего, как ни крути “Феррари”

 

“Гарцующие жеребцы” – единственные, кто принимал участие во всех 60-ти чемпионатах мира Формулы 1. Представить себе “Королеву автоспорта” без “Феррари” практически невозможно. Будет ли чемпионат Испании по футболу тем зрелищем, которое являет собой сейчас, если лишить его “Барселоны” или “Реала”? Каких вы потом игроков в другие клубы не приглашайте, всё равно будет “не то”…

 

“Гарцующие жеребцы” – единственные, кто принимал участие во всех 60-ти чемпионатах мира Формулы 1. Представить себе “Королеву автоспорта” без “Феррари” практически невозможно

 

Макс Мосли заявил: “Формула 1” проживёт и без “Феррари”. Хотя президент ФИА и выразил надежду, что до этого не дойдёт. В то же время он, вроде бы, не собирается искать компромиссы, так как они способны лишь сбить вектор направления реформ, но не улучшить ситуацию в целом. Разумеется, никому не нравится, когда с тобой разговаривают в ультимативном тоне, тем более, когда речь идёт о крупных богатых компаниях, привыкших к принятию самостоятельных решений или равноправному диалогу.

 

В уход “Феррари”, “Рено”, “Тойоты”, “Ред Булла” и прочих команд с большим бюджетом всё же пока не верится. Но если же это всё-таки произойдёт, то, по всей вероятности, возникнет альтернативный чемпионат – прямой конкурент Формулы 1. Причём препятствий к его образованию не видно. Даже в лице автодромов, с лёгкой руки босса Ф-1 вычеркнутых из календаря чемпионата. Несколько лет назад разговоры об альтернативной серии уже велись, но разговорами и остались.

 

Тем не менее, уже завтра в лондонском аэропорту Хитроу состоится встреча, на которой будут присутствовать и Берни Эклстоун, и Макс Мосли, и представители команд, где все стороны попробуют-таки нащупать компромисс, какими принципиальными бы ни были противоречия. А терпение у всех потихоньку истекает. Если уж в ход пошли самые радикальные средства – официальные заявления об уходе, то, если подобная ситуация возникнет впредь, в следующий раз придётся уходить по-настоящему.

 

Николай Никифоров, Sport.ru     

    

 

          

 

Sport.ru