"На прошлой неделе мне позвонил друг из Японии и сказал: "Я видел сон, в котором ты шёл к победе на Гран При Австралии". Позже, на той же неделе, мне позвонила давняя знакомая и рассказала тот же самый сон", - об этом говорил Эдди Ирвайн после своей первой победы, которую он одержал именно в Австралии, на трассе Альберт Парк, 10 лет назад.

 

В 1999 году старта 50-го чемпионата мира по автогонкам в классе Формула 1 тоже ждали долго. Не так долго, как мы ждали нынешнего, поскольку тогда первый этап проходил в самом начале марта, но старт гонки все-таки произошёл с некоторой задержкой. Эдди Ирвайн прибыл в Мельбурн с ощущением, что может одержать победу, однако квалификация прошла не блестяще, и он оказался только в третьем стартовом ряду, на шестой позиции. На самого Эдди вину было возложить трудно, весь уик-энд они с гоночным инженером трудились над машиной. Весь этот уик-энд и ещё были у них какие-то тестовые дни в межсезонье, раз в пять меньше, чем у напарника Эдди. И всё. "Скудерия Феррари" была ориентирована только на Михаэля Шумахера.

 

"Всё золото должно было доставаться Михаэлю, Эдди же получал чеки на неплохие суммы за свою профессиональную, но непочётную работу"

 

С минимальными знаниями об автомобиле, Ирвайн всё же мог рассчитывать на стартовый прорыв: короткий разгон, торможение, быстрая шикана с правым, затем левым поворотом… Но и на прорыв опять-таки относительный. В 1996 году он пришёл в "Феррари", прекрасно понимая, в чём будет заключаться его работа: ирландцу предстояло использовать любой шанс помочь Шумахеру в борьбе за победы. Всё золото должно было доставаться Михаэлю, Эдди же получал чеки на неплохие суммы за свою профессиональную, но непочётную работу.

 

Поэтому, если он и мог рассчитывать на прорыв, то только до четвёртого места – на третьем квалифицировался Шумахер. Дальнейшая задача дуэта "Феррари" на гонку была ясна: Шумахер пробивается через пару прекрасных "МакЛарен", а Ирвайн идёт по пятам, чтобы оттеснить Култхарда и Хаккинена и прикрыть немца своей широкой спиной. Эдди прополз прогревочный круг, начиная свой четвёртый сезон в этой команде, и приготовился было стартовать, но – вот оно – наступило затянувшееся ожидание старта! На обоих автомобилях "Стюарт" заполыхал инновационный по тем временам мотор "Форд". Джонни Херберт в виду его позиции, надо думать, Ирвайна волновал мало, а вот Баррикелло погорел с четвёртого места.

 

Протянулись пять минут томительного ожидания, и Мика Хаккинен ушёл на прогревочный круг с задержкой. Впрочем, ему удалось сдвинуть "МакЛарен" с места до того, как соперники покинули стартовой поле – иными словами, он имел право обойти пелотон и встать на завоёванную поул-позицию. А вот у Михаэля Шумахера этого не получилось! "Феррари" неуверенно зашагала вперёд после всех. Михаэль оказался отброшен на последнюю стартовую позицию… Ирвайну чертовски везло. Как во сне.

 

Реализовывать прорыв на старте уже было не нужно, от пары "МакЛарен" ирландца отделял только жёлтый "Джордан" Хайнца-Харальда Френтцена, с которым Ирвайн разобрался, уведя "Феррари" в первый поворот по выгодной внутренней траектории. Френтцену надо отдать должное – он зацепился за Ирвайна и нудно болтался у него на хвосте на расстоянии около двух секунд.

 

Через 13 кругов неожиданно сошёл Дэвид Култхард. Проблема с трансмиссией на "МакЛарен" шотландца оголила тылы Хаккинена. Правда, весьма условно – к тому времени "серебряные стрелы" оторвались от Ирвайна на секунд двадцать. Не условным на том же круге оказалось заднее антикрыло на "БАР" Жака Вильнёва – оно оторвалось на прямой, машину закрутило и выбросило к отбойнику справа по ходу движения. Пилот не пострадал, но опасная ситуация привлекла на трассу сейфти-кар.

 

"Прокол заднего правого колеса и расшатанный передний спойлер вынудили немца сбросить скорость и ехать за помощью к механикам"

 

Преимущество Хаккинена растаяло, как во сне. Как в плохом сне, он не смог реализовать рестарт. Через несколько кругов Мика и вовсе покинул дистанцию, причем, закономерно, поскольку в то далёкое межсезонье "МакЛарен", кстати, надёжностью не хвастали. Эдди Ирвайн, таская Френтцена на хвосте, возглавил гонку. Справедливости ради, Хайнц-Харальд был не единственной проблемой Ирвайна. Михаэль Шумахер, сквозь многочисленные проблемы соперников и медленные машины, добрался уже до четвёртого места… И в этот момент проблемы добрались до него: прокол заднего правого колеса и расшатанный передний спойлер вынудили немца сбросить скорость и ехать за помощью к механикам. Любопытно, что на "Феррари" немца ребята поставили запасной носовой обтекатель, предназначенный для Ирвайна – на нём стоял номер "4". Позже Шумахер ещё раз внепланово посетит боксы для замены руля.

 

"Он потеет, а я побеждаю! Спасибо, Михаэль"

 

Быть может, точно так же, как и носовой обтекатель, неполадки того воскресного дня также предназначались для Ирвайна. И точно так же, достались не ему. Он довёл гонку до победы, по пути красивейше – спасибо команде – удержав лидерство на синхронном с Френтценом пит-стопе. А после первого триумфа в формульной карьере, Эдди шутил со свойственной ему одному иронией: "Я приехал в Мельбурн, проведя очень мало тестов за рулём "F399". Здорово, что Михаэль так много тестировался и для меня сделал машину столь надёжной. Он потеет, а я побеждаю! Спасибо, Михаэль".

 

Организационно Гран При Австралии, который открывает 60-й чемпионат мира в эти выходные, от предыдущих лет отличает вечерний старт, в 17 часов по местному времени. Это сделано для удобства европейской аудитории, чтобы она могла чуть подольше поспать и, возможно, увидеть сон, который предскажет невероятную победу кого-то из её кумиров.

 

Татьяна Монтоя, Sport.ru

Sport.ru