однако в итоге и в Кубке Конструкторов и в личном зачёте, команда Мартина Уитмарша уступила Red Bull Racing. О том, как всё начиналось, и почему всё так закончилось, руководитель McLaren рассказал в интервью для официального сайта "Формулы 1".

Мартин, в конце сезона McLaren в турнирной таблице занимает второе место. Считаете ли вы этот результат достижением?

Нет, потому что Себастьян Феттель, Red Bull Racing и Эдриан Ньюи проделали фантастическую работу. Наша команда работает не для того, чтобы финишировать вторыми, поэтому результат нас не удовлетворяет. Мы заняли второе место в Кубке конструкторов и такое же – в личном зачёте, но, если честно, мы немного расстроены. В прошлом году нам тоже не удалось выйти за рамки второго места, и совсем не хочется, чтобы это превращалось в систему. Остаётся только или много размышлять по поводу прошедшего сезона, или постараться найти в этом что-то положительное. В этом году мы одержали шесть отличных побед, и можем довести это количество до семи, в чём  и состоит, собственно, наша цель. В Бразилии мы постараемся снова выиграть. Безусловно, опередить Себастьяна Феттеля будет непросто, хотя в Абу-Даби ему не повезло. По поводу непобедимости Red Bull ходит много разговоров. И безусловно, Марк Уэббер – очень хороший гонщик. Нас часто спрашивают, как мы собираемся одолеть эту команду, но ведь в большинстве случаев нам удавалось опередить одного из пилотов этой команды. К сожалению, опередить второго пока не удаётся, кроме случаев его вылета из гонки! (Смех) Что касается нас, то мы признаём, что отработали не так хорошо, как хотелось бы, но, надеюсь, что McLaren завершит сезон хотя бы с ещё одной победой.


Когда у Mc
Laren начались проблемы, и в чём вы видите их причины?

Ответить на этот вопрос чрезвычайно сложно, ведь причина не в каком-то единичном случае. Зима прошла очень тяжело, мы отставали на несколько секунд, и, если честно, первую длинную серию кругов длиной с дистанцию гонки мы проехали только во время Гран-При Австралии. Можно сказать, что в последние недели перед первой гонкой мы смогли сотворить маленькое чудо, и уже в Мельбурне добились каких-то результатов и продемонстрировали признаки нашей конкурентоспособности. После этого мы начали понимать, что было необходимо сделать для того, чтобы набрать хорошую форму. Сейчас, если судить о технологичности мы находимся намного ближе к Red Bull, чем были в начале сезона. Надо признать, что эта команда работает просто отлично. Мы отставали от неё, Ferrari отстаёт от нас, а остальные – далеко позади. Вот так, обстоят дела в этом сезоне.

 

"Моя карьера в гоночном  спорте длится на протяжении уже двадцати лет, и мне много раз приходилось это слышать. Если честно, я никогда не верил, что Ferrari, уйдёт из спорта. И руководители Скудерии говорили об этом не так часто, и не столь решительно, как о том писала пресса"

 

Непонятно, как такая команда как McLaren, могла "недоработать" зимой? Неужели февраль наступил слишком быстро?

Вы явно не так меня поняли. (Смех) Обычно в сентябре или октябре мы принимаем какие-то решения, основанные на информации, полученной в ходе модернизации машины, на максимально выгодной для нас интерпретации технического регламента и понимании, чего вообще возможно добиться. На основании этих решений можно судить о том, ждёт ли команду удачный сезон, или он будет состоять из частых разочарований. И думаю, в этот раз мы приняли неудачные решения. Главная причина состоит в том, что хоть мы и понимали необходимость использования "выдувного" диффузора, но разработали конструкцию, которая оказалась слишком сложной. Мы потратили немало усилий, стараясь разработать надёжную систему. Обычно в зимний период создание машины идёт быстрыми темпами, но если потратить время на некое решение, которое оказалось концептуально неверным, то нагнать упущенное потом очень сложно. Думаю, что McLaren – хорошая гоночная команда, и мы смогли правильно отреагировать на эту чрезвычайную ситуацию. Я горжусь тем, что мы смогли очень быстро восстановиться, хотя лучше бы этой необходимости лучше было бы избежать. На это ушло много времени, внимания и ресурсов. Нашим пилотам Дженсону Баттону и Льюису Хэмилтону приходится нелегко, каждый раз им приходиться бороться с большим напряжением сил, идти на риско, и далеко не всегда этот риск оказывается оправданным. Однако, в целом можно сделать вывод, что наша команда провела неплохой сезон. Что касается Льюиса, то по его личным очень высоким стандартам, сезон принёс разочарования. От себя он ожидал получить намного больше в этом сезоне, а болельщики ожидали получить больше от Льюиса. Поэтому для него этот год был сложным, не считая множества различных событий в его внегоночной жизни. Дженсон Баттон же является тем гонщиком, которого очень легко недооценить. У него настолько спокойный и сдержанный стиль работы, что иногда задумываешься, способен ли этот человек на настоящую борьбу. Но такие мысли возникают только до тех пор, пока не узнаешь его получше. Надо лишь присмотреться повнимательнее, и тогда становится понятно, насколько агрессивно он проводит гонки. Стоит только вспомнить, как он прорывался вперёд в Канаде, где одержал невероятную победу, продемонстрировав настоящую решимость. Дженсон соперничает с Льюисом, стремится его опередить, и мы хотим, чтобы всё так и было. Думаю, что McLaren – очень динамичная команда. Я знаю, что иногда какие-то команды утверждают о спокойствии в отношениях между партнёрами и уверены, что это хорошо. Но, на мой взгляд, в этом сезоне невооружённым глазом было видно, что они по-настоящему уважают друг друга. Даже в пылу борьбы, в ситуациях, подобных той, что произошла в Канаде, где Льюис мог бы стать лёгкой добычей для прессы, он продемонстрировал необычайную трезвость ума…

Считаете ли вы, что Хэмилтон недооценил Баттона?

Я допускаю это, но давайте рассудим честно. Льюис на протяжении всей своей карьеры был сильнее каждого из своих напарников. Не будем забывать, что Фернандо Алонсо он фактически одолел, когда испанец уже был двукратным чемпионом мира, а Льюис в то время был новичком чемпионата. То же самое он проделал в картинге с Нико Росбергом, и со всеми остальными, кто встречался у него на пути в "Формулу 1".  Дженсон же сразу дал ему отпор и тот посчитал Баттона отличным парнем, однако оказался побеждённым. Возможно, это стало для него большой неожиданностью… И тот и другой знают, что команда поддерживает конкуренцию между гонщиками и оба хотят внести свой вклад в общее дело. Конечно, когда гонщик приходит в команду, понимая, что я знаю Льюиса ещё с тех пор, когда он был 11-летним мальчишкой, он задаётся вопросом: будут ли к нему относиться здесь так же, как к напарнику? Однако все разговоры о том, у кого в McLaren статус основного гонщика – это выдумки прессы, потому что нашим гонщикам всегда было разрешено бороться друг с другом. Мы по-прежнему верны этому принципу.

Расскажите, что сейчас происходит с ассоциацией FOTA? Кажется, что крупные команды противостоят маленьким, тогда как президент Ferrari Лука ди Монтедземоло просто использует её для того, чтобы привлечь внимание прессы…

"Формула 1" всегда была полна интриг, и всегда она является полем для дискуссий и споров. Но, при этом, если бы в некоторых ситуациях не вмешалась FOTA, нескольких команд в чемпионате уже бы не было. Это единственная организация, которая пытается контролировать расходы, и маленькие команды в этом, конечно, заинтересованы. Крупные команды, скорее, увеличили бы количество тестов, расширили бы штаты, более активно использовали аэродинамические трубы и вычислительную гидродинамику, так что в этой ситуации топ-команды идут на более серьёзные жертвы. Мне кажется, что "Формуле 1" нужно разнообразие. У меня хорошие отношения с Лукой ди Монтедземоло и Стефано Доменикали. У нас общие взгляды на многие вещи, хотя есть и разногласия. Но повторюсь, надо помочь маленьким командам добиться стабильности. Например, McLaren существует в 1967-го года, и с тех пор мы выиграли четвертую часть всех гонок. За этот же период из чемпионата ушло почти сто команд, и мы прекрасно понимаем, что маленькие коллективы тоже нужны. Думаете, команде бы не хотелось вывести на трассу третий болид? Конечно, это было бы здорово. Но потом начинаешь думать, что было бы полезней для самого спорта? И на ум приходит только одно: сейчас необходимо сконцентрироваться на создании эффективной и стабильной бизнес-модели для всех команд.

Очень много разногласий связано с Соглашением об ограничении ресурсов. Всем кажется, что все друг друга обманывают. Согласитесь, что "эффективной бизнес-моделью" это не назовёшь. Как вы считаете, откуда берутся подобные подозрения?

В основе всех этих подозрений лежат конкурентоспособность и паранойя! (Смех) Я недавно разговаривал с Кристианом Хорнером и сказал ему, что когда его гонщики побеждают, люди сразу начинают подозревать, что у них нелегальное переднее крыло, диффузор или что-то ещё, и что они нарушают соглашение. Но это естественно для "Формулы 1", и так, к сожалению, будет всегда. FOTA как раз и существует для того, чтобы разрешить эту ситуацию, она работает на благо команд и всей "Формулы 1".

"Думаю, DRS работала отлично, Pirelli производит замечательные шины, и, несмотря на превосходство Себастьяна Феттеля, мы провели в этом году несколько отличных гонок"

 

В СМИ снова просочились слухи об уходе Ferrari из "Формулы 1". В этом случае какой ущерб это событие нанесёт спорту?

Это было бы очень плохо, и мы относимся к этому со всей серьёзностью!

Подобные заявления стали слишком частыми, почему же никто так и не может принять решение?

 

Моя карьера в гоночном  спорте длится на протяжении уже двадцати лет, и мне много раз приходилось это слышать. Если честно, я никогда не верил, что Ferrari, уйдёт из спорта. И руководители Скудерии говорили об этом не так часто, и не столь решительно, как о том писала пресса: иногда всё объяснялось повышенной эмоциональностью и расстроенными чувствами. Если бы мне предложили поставить мои деньги на две команды, которые будут выступать в "Формуле 1" и через 10 лет, я бы поставил на McLaren и Ferrari. Думаю, на эти команды можно полностью положиться и с уверенностью сказать, что они в ближайшее время никуда не собираются уходить.

Ждут ли McLaren в сезоне-2012 большие и светлые перспективы?

Безусловно, ведь мы хотим выиграть оба чемпионата, и оба наших гонщика мечтают о титуле чемпионов. Мы очень упорно работаем над тем, чтобы добиться этого в следующем году, но пока, к сожалению, остаётся ряд открытых вопросов, связанных с техническим регламентом. Думаю, DRS работала отлично, Pirelli производит замечательные шины, и, несмотря на превосходство Себастьяна Феттеля, мы провели в этом году несколько отличных гонок. Поверьте, в 2012 году McLaren постарается обогнать Red Bull Racing.

 

Яна Литвинчук, @Sport.ru

Sport.ru