Одна из самых любимых тем у любителей Формулы-1 - посмеяться над сумасбродством Берни Экклстоуна и пожелать ему скорейшего схода со сцены. @Sport.ru предлагает задуматься над тем, что именно нас не устраивает в работе старца, каким мы хотим видеть его преемника, и с какими проблемами тому придётся столкнуться.

 

 

Уверен, если провести опрос на тему: "Как вы относитесь к деятельности Берни Экклстоуна на посту главы Формулы-1", большинство его работу оценит  негативно. Точно так же, как и большинство будет лишь счастливо, когда он отойдёт от дел и оставит королевские гонки без своих сумасбродных идей. Не скрою, я сам не всегда понимаю и принимаю нововведения и занимаемые позиции всесильного старика. Признаюсь, я тоже буду в числе тех, кто будет рад его уходу. Да вот только есть одна проблема. А может и не проблема, но момент. Я как-то никогда не задумывался, что будет после того, как Берни уйдёт. А вы думали? И что в итоге мы хотим видеть от чемпионата Ф-1?

 

Давайте разберёмся, что плохого сделал Экклстоун, что нажил столько врагов. Конечно, придётся в энный раз повторяться. Но… Первое. Экклстоун привёл в чемпионат инородные тела, в виде нетрадиционных этапов с Ближнего Востока и Азии. Пытается пробить Гран-при Вьетнама. Второе. Поднимая цены и ужесточая условия для трасс, создал невероятно сложные условия для выживания традиционным этапам вроде Монцы и Спа. Третье. Сосредоточив все финансовые потоки на себе, строит политику Ф-1 таким образом, что интересы самой Ф-1 ставятся выше интересов команд. Четвёртое. Работу конструкторских бюро команд всячески пытается подчинить интересам автопрома. Можно продолжить, но, думаю, и этих четырёх пунктов будет достаточно.

 

"Говоря об Экклстоуне, хочется говорить о его чудачествах, но забыть о его вкладе в развитие гонок - обмануть самих себя. И всё же, Экклстоун должен уйти…"

 

В итоге правления Экклстоуна мы получили тот чемпионат Ф-1, который имеем. Мы получили одно из самых знаковых и популярных событий в мире спорта. Одну из самых успешных с финансовой точки зрения спортивных организаций. Чемпионат расширил географию, мы получили российского пилота, а скоро увидим один из этапов в Сочи. Политика Экклстоуна привела к возможности появления новых команд, способных с нуля бросить вызов монстрам и победить их. Ред Булл тому пример.

 

Благодаря ужесточению требования к трассам, мы получили целую сеть высококлассных автодромов. В том числе и в Сильверстоуне, вынужденном перестраиваться. Многие пугали, что политика Берни приведёт к смерти Гран-при Великобритании, но она заставила Великобританию обзавестись чуть ли не лучшим автодромом сезона. Да и что плохого в том, что новые технологии заставляют работать на промышленность? От этого ведь выиграем все мы - обычные потребители.

 

Говоря об Экклстоуне, хочется говорить о его чудачествах, но забыть о его вкладе в развитие гонок - обмануть самих себя. И всё же, Экклстоун должен уйти. Уйти пока не поздно. Но что дальше? Что мы хотим видеть в итоге? Берни сделал из Ф-1 открытый клуб для богатых. Вы хотите его закрыть? Избавить чемпионат от этапов в Бахрейне, Абу-Даби, Турции, Индии, Сингапуре, Китае. Отказать России. Дать командам полную свободу действий, пойти на поводу интересов их главных спонсоров и доноров. Поставить традиционные трассы в привилегированное положение, избавив их тех самым от необходимости идти в ногу со временем? Конечно, все эти меры - крайности. Но вы можете чётко сформулировать, каким хотите видеть чемпионат, и что именно вам категорически не нравится в нынешнем формате его проведения? У меня на каждый свой аргумент против Экклстоуна находится контраргумент.

 

"Одной из больших проблем, с которой придётся столкнуться наследнику Берни, является падение интереса к гонкам. В Австралии, Италии, Бразилии, Турции…"

 

Если отойти от радикальных желаний, а реально взглянуть на ситуацию, одной из больших проблем, с которой придётся столкнуться наследнику Берни, является падение интереса к гонкам. В Австралии, Италии, Бразилии, Турции. Была идея, что эту проблему можно решить за счёт проведения гонок в городской черте, но на сегодняшний день она не работает. Да и все городские этапы по накалу и, что самое главное, по интересу со стороны зрителей, а значит и спонсоров, уступает Гран-при Монако. Есть ещё один выход - снижение цены на билеты. Но это должно вести и к снижению цены за проведение каждого из этапов. Сомневаюсь, что новый руководитель Формулы сможет сознательно пойти на снижение доходов. Да и к чему это приведёт? Если идти на поводу интересов главных доноров команд, и предоставить им больше свободы, это тоже будет означать отток денег из Ф-1. Думаю, кто бы ни пришёл на место Берни, на это не пойдёт.

 

Есть серьёзные подозрения, что новому главе Формулы-1 будет крайне трудно снискать уважение со стороны зрителей, команд и спонсоров одновременно. Недовольные будут всегда, потому что каждый смотрит на проблему со своей колокольни. И лишь руководитель Ф-1 должен руководствоваться в первую очередь интересами Ф-1, а уже во вторую - интересами команд, их спонсоров и телезрителей. Даже проблемы традиционных трасс не должны останавливать. Раз дашь слабину - затопчут. Каждый стремиться урвать кусок для себя, не сильно заботясь о том, что будет после. И лишь умный, хитрый, расчётливый и жёсткий руководитель сможет направлять эту гремучую смесь в правильное русло. А с этой точки зрения, разве Берни Экклстоун не выглядит идеальным человеком для королевских гонок?

 

Александр Нешта, @Sport.ru

Sport.ru