Знакомый всем поклонникам Формулы-1 пилот, ирландский "плейбой" Эдди Ирвайн сегодня отмечает День Рождения. @Sport.ru от всей души поздравляет "Бешеного ирландца" и вспоминает важные вехи его карьеры...

— Почему у Михаэля Шумахера шлем такой странной формы?

— Потому что он немец. У него голова странной формы.

© Эдди Ирвайн

Эдди Ирвайн родился 10-го ноября 1965-го года в Северной Ирландии, в маленьком городке Ньютаунардс - расположенном в 12 милях от печально знакомого российским футбольным болельщикам Белфаста. Будучи верным по жизни своему главному девизу - "Наслаждайтесь, жизнь слишком коротка!", с тех пор Эдди является тем парнем, который всегда вспоминается поклонникам Формулы-1 в "интересных" ситуациях.

Тёзка Ирвайна, Эдди Джордан, бывший босс команды своего имени (Jordan), описывал Ирвайна как умного, но далеко не самого дисциплинированного пилота. "Из его хороших природных качеств я выделил бы его интеллект, однако его мозг работает с такой высокой активностью, что он очень сильно проигрывает своим соперникам в вопросе концентрации по ходу гонки. Это является проблемой, но таков уж Эдди - он "гиперразумный человек", который просто не может быть дисциплинированным. Он как третьеклассник. Но я не думаю, что он не может сконцентрироваться на гонке потому что ему скучно. Эдди такой, какой он есть. Однако чем взрослее он становится, тем более уверенными становятся его гонки", - рассказывал Джордан.

В возрасте 17-ти лет Эдди дебютировал в автогонках, выступив в сезоне 1983-го года в британской и ирландской Формуле-Ford. Через четыре года, в 1987-м, Джордан уже триумфально завершил британский чемпионат, по ходу дела одержав победу в "Фестивале Формулы-Ford". В следующем году Ирвайн перебрался в британскую Формулу-3, и уже в дебютный сезон за рулем болида команды "West Surrey Racing Team" занял пятое место в общем зачёте чемпионата. В 1990-м году, выступая второй год в Формуле-3000, Ирвайн закончил сезон на третьем месте и выиграл гонку в Хоккенхайме - за рулем болида Эдди Джордана, что имело огромное значение для его дальнейшей карьеры.

Следующие три года, которые Эдди провёл в Японской Формуле-3000 можно описать как бесконечный праздник - Ирвайн пусть и не был главным претендентом в борьбе на титул, но уж точно не был "серой мышкой" даже на фоне таких пилотов, как его будущий напарник по Ferrari во время травмы Михаэля Шумахера - Мика Сало и Хайнц-Харальд Френтцен. После двух сезонов в середине первой десятки по итогам чемпионата, в последний свой сезон в Японии Эдди совершил прорыв наверх - и только за счёт большего количества побед, при равном количестве очков, Ирвайн уступил титул Катцуёши Хосино.

"Ирвайн пусть и не был главным претендентом в борьбе на титул, но уж точно не был "серой мышкой" даже на фоне таких пилотов, как его будущий напарник по Ferrari во время травмы Михаэля Шумахера - Мика Сало и Хайнц-Харальд Френтцен"

В перерывах между участием в "младших формулах", как это часто бывало у пилотов того поколения, Эдди выходил на старты гонок на выносливость - на счету ирландца есть три участия в 24-х часах Ле-Мана, причём и там Ирвайн не был статистом - в 1992-м году Ирвайн вместе с Роландом Ратценбергером и Эйе Эльхом занял девятое место в тотале и второе в своём классе. Стоит отметить, что в других гонках вместе с Эдди и "Ратци" в кабине Toyota выступал и Жак Вильнёв, которому в будущем предстояло забрать у судьбы долг за отца и стать чемпионом мира...

Интересно сложилась и легендарная суточная гонка в 1994-м году - Ирвайн принял участие в марафоне в одном экипаже с печально известным Джеффом Кроснофф, погибшим в гонке чемпионата CART в 1996-м году, и Мауро Мартини. Достаточно долго прославленная троица лидировала в гонке, однако вскоре технические проблемы на Toyota отбросили их на четвёртую строчку. Здесь то и вступил в дело Ирвайн, в последней части гонки отыгравший две позиции и выигравший эту гонку в своём классе, поднявшись на подиум и в генеральной классификации. Однако ирландец был разочарован - ведь победа была так близка...

А дебют Ирвайна в Фомуле-1 состоялся ещё в 1993-м году, на хорошо знакомой по участию в Японской Формуле-3000 трассе - Сузуке. И уже в первой гонке Эдди завоевал очки за команду Эдди Джордана - придя к финишу шестым (в то время зачётные баллы получали первые шесть пилотов). Однако в первую очередь Ирвайн запомнился не этим в той гонке - Эдди боролся за позицию с медленно шедшим по трассе Дэймоном Хиллом, в то время, как его на круг догнал лидер - Айртон Сенна. Бразилец прошёл Ирвайна на круг, отрезав его от Хилла, однако Эдди контратаковал и обогнал Сенну. "Волшебник" посчитал, что молодой пилот помешал ему, всё это переросло в скандал, а затем и в драку... Так что дебют Эдди в Формуле-1 наверняка можно назвать ярким.

Не без приключений прошёл и второй сезон Ирвайна в Формуле-1 - в Бразилии, на первой гонке сезона, Ирвайн устроил серьёзную аварию с участием Мартина Брандла и Йоса Ферстаппена, за что был дисквалифицирован на одну гонку. Jordan подала протест на это решение в FIA, однако Федерация не только не удовлетворила апелляцию, но ещё и добавила две гонки в срок дисквалификации. Вернулся Ирвайн в Испании, и сразу же приехал "в очки", финишировав шестым. Добавив ещё два очковых финиша в концовке сезона, с шестью баллами, ирландец закончил тот сезон на 16-м месте.

"Волшебник" посчитал, что молодой пилот помешал ему, всё это переросло в скандал, а затем и в драку... Так что дебют Эдди в Формуле-1 наверняка можно назвать ярким"

Немного лучше пошли дела у Ирвайна в его последний год выступлений в команде Jordan - 10 очков за сезон, 12-е место по итогам чемпионата и... первый подиум в карьере! На том самом Гран-при Канады 1996-го года, победу в котором одержал Жан Алези, первую и последнюю в карьере. Та гонка вообще стала бенефисом Алези и команды Jordan - Жан свою Ferrari привёл к победе, а Эдди Ирвайн и Рубенс Баррикелло составили ему компанию на подиуме, добившись двойного финиша в тройке сильнейших для Эдди Джордана.

На этом закончилась история Эдди Ирвайна в команде Jordan, и следующей страницей в летописи его карьеры стала Ferrari, команда, за которую мечтает выступать любой пилот Формулы-1. Но Эдди не совсем повезло - напарником его стал не кто-нибудь, а двукратный на тот момент чемпион мира Михаэль Шумахер. Первый свой сезон Эдди в пух и прах проиграл титулованному немцу, набрав всего одиннадцать очков против 59-ти у Шумахера. Хотя сам по себе сезон получился достаточно странный - эпидемия проблем у Ирвайна и непонятные три победы у Шумахера не сильно отличались по своему уровню сенсационности, учитывая форму Ferrari в том сезоне.

Хотя, стоит отметить, что начал тот сезон ирландец на высокой ноте - подиум в Австралии против схода у Шумахера. Однако после этого Ирвайн выдал долгую серию из девяти аварий подряд, по итогам сезона в итоге всего пять раз увидев клетчатый флаг - такие показатели даже для не самого надёжного Jordan выглядят невероятными, что уж говорить о Ferrari. Таким образом, Эдди получил ещё одно своё прозвище "Убийца-Эдди" - как в будущем говорил его напарник по Jaguar, Джонни Херберт: "Даже когда он находится в километре позади вас - он представляет для вас большую угрозу".

Во второй сезон у Ирвайна в Ferrari пошло лучше, однако он уже плотно застолбил за собой звание "хорошего второго номера" - несмотря на 7-е место в личном зачёте и 27 очков в чемпионате, Ирвайну пришлось смириться и уступить победу в Японии, на "своей" трассе Михаэлю Шумахеру - немец в это время вёл неравный бой с Жаком Вильнёвом и Williams имени Эдриана Ньюи. За счёт победы в Японии шансы на титул Михаэль сохранил, но историю Гран-При Европы 1997-го года помнят даже неискушенные поклонники Формулы-1...

Сезон 1998-го года для Ирвайна снова превратился в год помощи Шумахеру - несмотря на восемь финишей в первой тройке, ирландец довольствовался только четвёртой позицией в чемпионате мира, в девяти очках позади Дэвида Култхарда. Однако в сезоне 1999-го года всё вполне могло измениться...

"Во второй сезон у Ирвайна в Ferrari пошло лучше, однако он уже плотно застолбил за собой звание "хорошего второго номера"

Уже в дебютной гонке сезона, в Австралии, Эдди одержал свою первую победу в карьере, а вот Михаэль в той гонке был далеко не так хорош, как должен был. Шанс у Ирвайна появился после Гран-При Великобритании - Михаэль Шумахер сломал ногу в аварии в повороте Stowe и, фактически, распрощался с притязаниями на титул. "Номером один" в Ferrari ненадолго стал Эдди Ирвайн. Однако как ни старался Ирвайн, как ему не помогал Михаэль Шумахер, пропустивший ирландца вперёд в Малайзии - Эдди уступил титул Мике Хаккинену. История Ирвайна в Ferrari закончилась бесславно, и, имея за плечами багаж в четыре победы, "бешеный ирландец" отправился в Jaguar.

Однако Jaguar не смог предоставить Ирвайну хороший болид - проблемы образца 1996-го года для ирландца уже показались цветочками. Только дважды финишировав в очках, Эдди закончил сезон на далёком тринадцатом месте. Чуть лучше сложился для Эдди сезон 2001-го года - под руководством Ники Лауды Jaguar немного прибавил, пусть и сделано это было во многом за счёт постоянных проблем соперников "повыше рангом". Самым запоминающимся моментом того сезона для Ирвайна стал подиум в Монако, где Эдди уступил только своему бывшему напарнику Михаэлю Шумахеру и Рубенсу Баррикелло, сменившему его на позиции "номера два" в составе конюшни из Маранелло.

Однако если Jaguar прибавил в скорости, то точно не в надёжности - только шесть гонок из семнадцати сумел закончить Ирвайн, дополнив всё это жуткой аварией с Лучано Бурти на Гран-При Бельгии. Чудом Ирвайн избежал травм. а Бурти хоть и получил повреждения спины, но, учитывая сам инцидент, можно сказать - отделался лёгким испугом. "Убийца-Эдди" вернулся...

И как бы Эдди не храбрился и не говорил о том, что он счастлив выступать за рулём зелёной машины Jaguar, карьера одиозного ирландца подходила к своему концу, в сезоне 2002-го года команда Ники Лауды не раз подвергалась критике со стороны потерявшего терпение Эдди, и выдав на гора ещё один подиум в Италии, Ирвайн решил больше не продолжать тянуть из болота команду из Мильтон-Кейнса, покинув чемпионат Формулы-1 в конце 2002-го года.

Как бы то ни было, Эдди остался для всех одним из ярчайших пилотов в истории Формулы-1, резким, не стесняющимся в своих выражениях и способным на яркие и бесшабашные поступки, один из которых представлен в видео, которое станет послесловием к нашему рассказу. Спасибо тебе, Эдди Ирвайн по прозвищу Swerwe, за те годы, что ты провёл в Формуле-1, и с Днём Рождения, "Бешеный Ирландец"!

Вместо послесловия.

 

По материалам немецких СМИ

Подготовил Александр Кожевников, @Sport.ru

Sport.ru