Несмотря на то, что профессиональный футбол живёт и богатеет благодаря болельщикам, болельщики являются самыми бесправными субъектами футбольного хозяйства. @Sport.ru пытается найти ответ, правильно ли что для футболистов и чиновников права, а для  фан-базы одни лишь обязанности.

 

 

Возвращаясь к теме болельщиков московского "Спартака", хотелось бы поговорить о месте и той роли, которые они могут и должны играть в современном футболе. Какое влияние могут оказывать на клубы, которые, будучи частными фирмами, в своём большинстве, вольны поступать так, как им заблагорассудится. Вкратце напомню, из-за чего разгорелся весь сыр-бор. На последнем матче "Спартака" фаны "красно-белых" вывесили баннер с призывом Валерия Карпина отказаться от поста главного тренера и найти команде другого специалиста. Кое-кто в этом усмотрел перегиб палки, дескать, какое они, болельщики, имеют право указывать  руководству клуба кого и куда ставить.

 

Современные футбольные клубы в своём большинстве частные фирмы, владельцы которого по своему разумению выстраивают свою деятельность и назначают тех или иных менеджеров. Это можно сравнить с театром, где руководителю на те, или иные спектакли назначают режиссёров, те, в свою очередь, выбирают актёров. А нам, зрителям, только и остаётся, что самим решать, ходить на представление или нет. По тому, пользуется постановка успехом или нет, делаются выводу об успешности работы режиссёра и игры актёров. Есть зрители - спектакль продолжает свою жизнь в  прежнем виде. Нет - следуют серьёзные оргвыводы. Но никто не указывают режиссёру, каких актёров ему вводить, а руководителю - какого режиссёра ставить.

 

"Ничего нового в том, что болельщики "Спартака" в открытую требуют смены наставника, нет. Не так давно примерно по этому же сценарию развивались события…"

 

В принципе, примерно так должно было бы быть и в современном профессиональном футболе. Футбол из спорт в бизнес превратился давно. Но лишь за последние 20 лет он полностью коммерциализировался и отделился от своих болельщиков, что принуждает к принятию новой модели отношения между клубом и болельщиками. Но никто эту новую. модель не предлагает и предлагать не собирается, предпочитая жить по старинке. Видимо, так оно кому-то выгодно. Или проще. Хотя в той же Америка, а точнее в США эта модель работает в  НХЛ. Если команда не добивается успехов, снижается посещаемость и выручка, что вынуждает хозяев менять тренера, игроков и искать пути улучшения игры. Что-то похожее пытаются внедрить в Германии, но в остальной Европе эта система не работает.

 

Ничего нового в том, что болельщики "Спартака" в открытую требуют смены наставника, нет. Не так давно примерно по этому же сценарию развивались события в римском "Лацио", когда от любви до ненависти собственных фанов дошёл наставник "Орлов" Давиде Баллардини. Тиффози римского клуба не ограничились высказыванием "фе" на трибунах стадиона и устроили массовый митинг у клубной базы. В итоге президент "Лацио" вынужден был пойти навстречу болельщикам, чтобы сбавить напряжение, и уволил неугодного им тренера. Готовы ли "красно-белые" к такому сюжету? Способны ли ради реализации своих желаний  идти дальше трибун "Лужников". Или, как часто у нас бывает, дальше разового выражения дело не дойдёт? Если так, то этот эпизод не стоит выеденного яйца и "Спартак" имеет того тренера, которого заслуживает.

 

"Как показывает практика, большинство болельщиков готово на словах учить клуб жизни, но за счёт собственных денег влиять на его судьбу готов далеко не каждый. И не надо вспомнить те деньги, которые болельщик тратит на билеты и клубную атрибутику… "

 

И всё же, какими должны быть отношения между болельщиками и клубом? По-хорошему, если болельщики хотят реально влиять не процессы внутри клуба, они должны объединяться в трасты или объединения, которые будут способны выкупить клуб полностью, либо же его часть. Подобные примеры в профессиональном футболе не единичны. Правда, касаются они далеко не топовых клубов, так как вопрос цены в этом деле имеет первостепенное значение. Одно дело заниматься пустым и ни к чему не обязывающим содроганием воздуха, и совсем другое, когда дело касается собственных денег. Как показывает практика, большинство болельщиков готово на словах учить клуб жизни, но за счёт собственных денег влиять на его судьбу готов далеко не каждый.

 

И не надо вспомнить те деньги, которые болельщик тратит на билеты и клубную атрибутику. Эти деньги идут на повседневное содержание клуба и никоим образом не могут быть решающими в принятии ключевых решений. Однако отрицать факт, что связь между клубом и фан-базой должна существовать. Как ни крути, а деньги болельщиков всё же попадают в клубную казну, следовательно клуб функционирует в  том числе и на их деньги. То есть, никакого морального права не учитывать их мнения у клубного руководства нет. Другое дело, что на законодательном поле оно имеет на это полное право, чем зачастую и пользуется. Я не могу сказать, что это есть большая проблема, но вопрос такой существует, и каким-то образом на уровне ФИФА/УЕФА урегулировать его стоило бы. А то, к сожалению, получается так, что болельщик, ради которого всё затеяно и благодаря которому футбольное хозяйство зарабатывает немалые деньги, самый бесправный субъект всего этого хозяйства.

 

Александр Нешта, @Sport.ru

Sport.ru