От чемпионата Европы совсем скоро останутся одни лишь воспоминания. И кое-что ещё. @Sport.ru пытается понять, насколько турнир помог улучшить инфраструктуру в Украине и Польше и помог ли вообще…

 

Вспомните момент, когда Мишель Платини вытащил из конверта заветную табличку с надписью "Poland Ukraine". Тогда казалось, что проведение чемпионата Европы на руинах так и не ставшего коммунизмом социализма невозможно. Если только это не чемпионат Европы по баскетболу в странах бывшей Югославии. Опасение вызывало не отсутствие возможного интереса (его-то как раз было в изобилии), а инфраструктура, кое-где сохранившаяся в первозданно застойном виде. Насколько всё изменилось за последние шесть-семь лет? Уж точно не настолько, чтобы цитировать сталинское "жить стало лучше, жить стало веселее".

 

Польше так или иначе было легче в силу членства в Евросоюзе. Как ни крутите, а это всё-таки выигрышная позиция. Даже оставаясь на границе, на самом краешке "цивилизации", поляки имели возможность активно привлекать зарубежных инвесторов. В Украине с этим особо не срослось, и тысячи шведских туристов в Киеве, похоже, оставили в городской казне больше денег за три недели, чем иностранные инвесторы вложили за три года. Но действительно лучше не стало ни там, ни тут.

 

"В Польше в силу норм ЕС алкоголь стоит не дешевле, чем в Германии или Ирландии, а вот в Киеве можно было запросто поживиться пинтой светлого за пятьдесят-семьдесят центов"

 

Во время турнира была подмечена странная тенденция – большинство авторитетных экспертов (даже российских) откровенно хвалили лишь одну из стран. Пресса фактически поделилась на две группы. Одни утверждали, что украинцы в плане организации выполнили программу-максимум, а поляки хромают на обе ноги. Другие настаивали, что Варшава в отличие от Киева как-то более пригодна в качестве пристанища граждан Евросоюза. Надо сказать, что и то, и другое было лишь полуправдой, ибо брёвна в своих глазах не замечались частенько.

 

Что мы имеем в реальности? Работа по заселению и расселению явно была проведена в Польше. Это неприхотливые голландцы общим числом в сорок тысяч человек могли угнездиться где-то в кемпинге под Харьковом, а большинство всё же привыкло к доступной роскоши. И тут поляки оказались на коне, ибо не стали ломить за среднестатистическое жильё баснословных денег. То же самое касается и транспортных услуг, особенно такси – здесь обследовавший Польшу от и до Иван Жидков прав. Ринат Ахметов и его компания СКМ, спешно захватившая под свой контроль процентов 90 гостиниц в принимающих городах и окрестностях (иногда, если верить зарубежной прессе, это делалось слишком уж незаконным путём; прессе отечественной об этом писать попросту не позволялось), определённо остались с носом и недополучили с треть ожидаемой прибыли. А нечего было за двухместный номер в трёхзвёздочной гостинице "с тараканами" просить триста евро за ночь! Какой-нибудь менеджер среднего звена во Франции за месяц зарабатывает от силы пять тысяч – зачем ему расставаться с такой суммой ради десяти ночей спокойного сна и горячего душа? Одним словом, жадность традиционно сгубила фраера.

 

Дороги так полностью не удалось подлатать ни по ту сторону границы Евросоюза, ни по эту. Польского косметического ремонта явно не хватит надолго, о чём говорят и сами местные жители, с железнодорожным транспортом большие проблемы…. Хотя нет, это не проблемы по сравнению с Украиной, где министр образования (!!) настаивал на ликвидации ночных поездов (!!!). Воистину, в таком бардаке и пирожнику приходится тачать сапоги, ибо пироги давно горят синим пламенем. Добровольно-принудительное участие солдат-срочников (и вовсе не стройбатов, стоит заметить) в постройке/доведении до ума трассы Киев-Одесса вообще попахивают тем самым застоем. Но в целом лучше так и не стало. Если вы пожелаете прокатиться, скажем, от Киева до Прилук или в сторону Харькова по отрезку трассы Красноград – Мерефа, то приготовьтесь к настоящему экстриму. По крайней мере, сложенного из бетонных плит покрытия, как в Черниговской области, в Польше вы точно не встретите.

 

"Тысячи шведских туристов в Киеве, похоже, оставили в городской казне больше денег за три недели, чем иностранные инвесторы вложили за три года"

 

В чём Украина действительно оказалась впереди, так это в толерантности к приезжим. Выражалась она прежде всего в чертовски дешёвом пиве. Оно и понятно – в Польше в силу норм ЕС алкоголь стоит не дешевле, чем в Германии или Ирландии, а вот в Киеве можно было запросто поживиться пинтой светлого за пятьдесят-семьдесят центов. Шведы, обитавшие в фан-зоне, подтвердят это с довольными улыбками, а те, кому за пятьдесят, и вовсе предложат вам переместиться чуть восточнее, в Полтаву – там и вовсе рай для малобюджетного туризма. Да и происшествий особых-то не было. Не зря Григорий Суркис радовался тому, что сборная России по жребию все три своих матча провела в Польше, не зря!

 

Одним словом, теперь можно гневаться на ВВС и лично на Сола Кэмпбелла, которые предостерегали от "поездки к дикарям". С другой стороны, доблестным британцам не посчастливилось пожить на развалинах СССР месячишко-другой не в такой праздничной обстановке. Тогда бы некоторые и узнали, что расизм – не главная напасть, которая может поджидать человека в чужой стране. Во всяком случае, среднестатистическом украинскому инвалиду/пенсионеру/любому другому страждущему от Евро не стало ни жарко, ни холодно. Разве что если этот самый инвалид по жизни является любителем футбола.

 

Иван Манчев, @Sport.ru

Sport.ru